Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Мониторинг для регионов> Семинар «Разработка системы оценки эффективности регион. системы образования» в Саратовской обл> Доклад А.И. Адамского "Комплексная оценка эффективности региональной системы образования". 2 часть

Доклад А.И. Адамского "Комплексная оценка эффективности

региональной системы образования". 2 часть

(7 декабря 2008 года)




В заключительный день семинара, посвященного разработке эффективной системы оценки качества регионального образования, в Саратовской области (7 декабря 2008 года) ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский представил вторую часть своего доклада.

Докладчик начал с того, что «сейчас мы переживаем общемировой инновационный этап и в этом смысле переход на новое качество образования – общемировая тенденция». Обстоятельства вокруг системы образования меняются гораздо быстрее образовательного цикла. В связи с этим нельзя фиксировать представления о качестве и результативности образования на 10-летия, как это было раньше.
Поскольку задачи школы как правило находятся вне школы, то и источники результативности и качества образования необходимо искать за его пределами. Задача экспертного сообщества заключается не в механическом отражении имеющихся подходов, а в определении и отражении современных тенденций. В этом смысле культурно-исторический контекст приоритетного национального проекта и комплексного проекта модернизации образования «научиться в опережающем, прогнозном виде формировать представления о качестве образования».
Докладчик остановился на тенденциях, которые на сегодня являются производственным источником качества образования. В основном – это экономические тенденции, отчасти – социально-экономические. В настоящее время, подчеркнул А.И. Адамский, конкурентоспособная экономическая организация – это организация, в которой при сохранении объема производимый товар максимально индивидуализирован.
Кроме того, докладчик обратил внимание на корреляцию экономических и социально-экономических тенденций, влияющих на образовательную среду, и образовательных программ: «Эта корреляция и есть механизм представления о качестве и результативности образования».
Далее докладчик остановился на новых компетентностях в системе образования:
1. Индивидуализация в образовательном пространстве. Новый стандарт образования должен включать помимо универсальных индивидуальные требования.
2. Динамика технологий. В современном мире, как отметил А.И. Адамский, «предметом рынка является не технология, а инновация. В этом смысле экономика знаний – это развитие массовой креативности. Если высокая динамика технологий является для нас ориентиром, то в образовательном процессе должна присутствовать динамика образовательных технологий». Особое внимание в этой связи докладчик обратил на воспитание у обучающихся компетентностей и способностей адаптации к изменяющимся условиям. «Динамика технологий задает требования строить отношения с еще неизвестными обстоятельствами». Докладчик также отметил, что установка норм, закрепляющих инновационную деятельность и ее результат – общая проблематика как для промышленности, так и для образования. «Школа в этом смысле – идеальная лаборатория. Процесс институционального обеспечения инновации – самый актуальный. Это и есть инновационная экономика. Таким образом проектные формы образования на сегодня должны быть ключевыми».
3. Нелинейность образовательного процесса. А.И. Адамский отметил, что это самая сложная характеристика, связывающая социально-культурную ситуацию и образовательный процесс. «Образовательной средой, которая вырабатывает способность действовать в неопределенной среде, может быть только нелинейная образовательная среда. Нелинейное образовательное пространство – прямое требование социализации ребенка». Докладчик отметил, что в урочной форме компетентностные навыки формируются в меньшей степени, чем во внеурочной. В этой связи внеурочные формы должны быть уравнены с урочными.
4. Доступ к современным образовательным ресурсам и технологиям.
Вывод, который был сделан в итоге: относительно качества образования и результативности происходит не вытеснение, а дополнение к традиционным новых компетентностей.

 

 

Л.П. Леонтьева,

информационно-аналитическая группа Саратовской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100