В заключительный день семинара, посвященного разработке эффективной системы оценки качества
регионального образования, в Саратовской области (7 декабря 2008 года) ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»
Александр Адамский представил вторую часть своего доклада.
Докладчик начал с того, что «сейчас мы переживаем общемировой инновационный
этап и в этом смысле переход на новое качество образования – общемировая тенденция». Обстоятельства вокруг системы
образования меняются гораздо быстрее образовательного цикла. В связи с этим нельзя фиксировать представления о качестве и
результативности образования на 10-летия, как это было раньше. Поскольку задачи школы как правило находятся вне школы,
то и источники результативности и качества образования необходимо искать за его пределами. Задача экспертного сообщества заключается
не в механическом отражении имеющихся подходов, а в определении и отражении современных тенденций. В этом смысле культурно-исторический
контекст приоритетного национального проекта и комплексного проекта модернизации образования «научиться в опережающем,
прогнозном виде формировать представления о качестве образования». Докладчик остановился на тенденциях, которые на
сегодня являются производственным источником качества образования. В основном – это экономические тенденции, отчасти
– социально-экономические. В настоящее время, подчеркнул А.И. Адамский, конкурентоспособная экономическая организация
– это организация, в которой при сохранении объема производимый товар максимально индивидуализирован. Кроме того,
докладчик обратил внимание на корреляцию экономических и социально-экономических тенденций, влияющих на образовательную среду,
и образовательных программ: «Эта корреляция и есть механизм представления о качестве и результативности образования». Далее
докладчик остановился на новых компетентностях в системе образования: 1. Индивидуализация в образовательном пространстве.
Новый стандарт образования должен включать помимо универсальных индивидуальные требования. 2. Динамика технологий. В современном
мире, как отметил А.И. Адамский, «предметом рынка является не технология, а инновация. В этом смысле экономика знаний
– это развитие массовой креативности. Если высокая динамика технологий является для нас ориентиром, то в образовательном
процессе должна присутствовать динамика образовательных технологий». Особое внимание в этой связи докладчик обратил на
воспитание у обучающихся компетентностей и способностей адаптации к изменяющимся условиям. «Динамика технологий задает
требования строить отношения с еще неизвестными обстоятельствами». Докладчик также отметил, что установка норм, закрепляющих
инновационную деятельность и ее результат – общая проблематика как для промышленности, так и для образования. «Школа
в этом смысле – идеальная лаборатория. Процесс институционального обеспечения инновации – самый актуальный. Это
и есть инновационная экономика. Таким образом проектные формы образования на сегодня должны быть ключевыми». 3. Нелинейность
образовательного процесса. А.И. Адамский отметил, что это самая сложная характеристика, связывающая социально-культурную ситуацию
и образовательный процесс. «Образовательной средой, которая вырабатывает способность действовать в неопределенной среде,
может быть только нелинейная образовательная среда. Нелинейное образовательное пространство – прямое требование социализации
ребенка». Докладчик отметил, что в урочной форме компетентностные навыки формируются в меньшей степени, чем во внеурочной.
В этой связи внеурочные формы должны быть уравнены с урочными. 4. Доступ к современным образовательным ресурсам и технологиям. Вывод,
который был сделан в итоге: относительно качества образования и результативности происходит не вытеснение, а дополнение к
традиционным новых компетентностей.
Л.П. Леонтьева,
информационно-аналитическая группа Саратовской области
|