Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа "Экономико-политическое направление" (координатор И.Б. Шиян)

6-7 декабря 2008 года




В заседании рабочей группы приняли участие члены муниципальных и школьных стратегических команд, руководители общеобразовательных учреждений, научные работники ведущих вузов области, представители различных министерств и ведомств (24 человека).

Цели работы группы исходят из нового понимания качества образования, важнейшими элементами которого становятся: компетентности учащегося, умение социализироваться в жизни после окончания школы:

  •  как школа влияет на формирование у школьника необходимых в современной жизни качеств;
  • по каким критериям можно реально оценить качество образования;
  • как можно оценить вклад образования в развитие экономики региона;
  • как уровень образованности влияет на качество жизни граждан.


Чтобы ответить на поставленные вопросы в рамках работы группы были сформулированы следующие задачи:

  • выработать характеристики, параметры социальные и экономические, в которых будут находить отражение качество образования детей;
  • определить характеристики, которые будут влиять на эти параметры;
  • определить измерители, которые необходимо заложить в систему мониторинга.

В ходе первого дня работы определены основные стратегические  направления развития региона:

 

  • Развитие социальной  инфраструктуры
  • Повышение уровня жизни
  • Рост промышленного производства
  • Изменение структуры экономики в пользу инноваций

По каждому из направлений были выработаны показатели и индикаторы:

«Развитие социальной инфраструктуры»:
1. Уровень неаудиторной занятости
2. Наличие использования информационного поля
3. Охват детей дошкольного возраста программами развития в государственных и негосударственных учреждениях
4. Участие детей в мероприятиях, в т.ч. с выездом

 «Повышение уровня жизни»:
1. Рост реальных доходов
2. Индекс реальной з/п
3. Покупательная способность населения
4. Обеспечение продуктивной занятости экономически активного населения
5. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума
6. Продолжительность жизни
7. Численность населения с диагнозом, установленным впервые в жизни
8. Численность занятого населения по уровню образования


 «Рост промышленного производства»
1. Выпуск продукции в стоимостном выражении
2. Ввод в действие жилья
3. Ввод промышленных и социальных объектов
4. Средняя з/п
5. Численность занятых в промышленности
6. Инвестиции в основной капитал
7. Доля инновационной продукции в общем выпуске
8. Кол-во предприятий
9. Экспорт продукции

 «Развитие инновационной экономики»
1. Динамика количества предприятий инновационного сектора за определённый период (год и т.д.)
2. Доля инновационного сектора в структуре регионального продукта
3. Доля занятых в инновационном секторе от числа занятого населения
4. Творческие способности, лидерские качества и т.д.

В начале второго дня работы группы «Экономико-политического направления» были обсуждены причинно-следственные связи между образованием и экономикой региона.
В качестве примера интегральных параметров, руководитель группы И.Б. Шиян указал, региональный валовый продукт и инвестиционную привлекательность региона. Главный вопрос, над которым работала группа состоял в том, какова доля образования в этих параметрах и как логически проследить влияние образовательных эффектов и определить их вес.
На группе был разобран следующий пример: допустим, в параметре инвестиционной привлекательности региона (ИПР) вклад образования составляет 20 %. Мы понимаем, что ИПР связана с уровнем преступности и коррупционности в регионе. Это в свою очередь возникает из другого показателя – уровня подростковой преступности, который зависит от внеурочной занятости учащихся. А этот показатель связан с характером расчета базовой и стимулирующей частей оплаты труда учителя. Что выводит нас на новую систему оплаты труда. Каждый такой показатель закреплен в определённых индикаторах, например, уровень преступности оценивается количеством зарегистрированных преступлений и т.д.
Конечно, уровень преступности составляет в ИПР не все 20%, есть еще целый ряд других показателей, которые определяют данный параметр. В той гипотетической цепи, которая получилась у группы, могут присутствовать и другие звенья. Поэтому в разных регионах вводятся разные модели НСОТ. 
В ходе обсуждения было предложено составить подобные цепочки от образования к другим параметрам: политическому и экономическому.
В качестве экономического параметра был предложен инновационный экономический показатель. В качестве социально-политического параметра выбрано развитие социальной инфраструктуры.

 

Результаты работы группы  «Экономико-политического направления»:

Приложение 1. Показатели по итогам работы группы по экономико-политическому направлению 
Приложение 2. Причинно-следственная связь по развитию инновационной экономики 
Приложение 3. Причинно-следственная связь по социально-политическим показателям 

Л.Г. Панова,

информационно-аналитическая группа Саратовской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100