В работе приняли участие директор института образовательной политики «Эврика» Антонова А.А., эксперт
инновационной образовательной сети Шадрина Н.М., представители министерств и ведомств области, общественных и некоммерческих
организаций, вузов г. Саратова, муниципальных органов управления образования, методических служб, образовательных учреждений.
В первый день работы проектной группы по «индивидуально-социальному направлению» обсуждались вопросы социально-значимых
параметров жизнедеятельности человека. Были определены основные направления: экономическое, демографическое, социальной политики
и общественных институтов, а также безопасности. В данных направлениях рассматривались вопросы правового обеспечения мониторинга,
моделировались компоненты инфраструктуры, способной обеспечить его проведение. В данных вопросах отражена специфика Саратовского
региона как сельскохозяйственного, промышленного, насыщенного образовательными учреждениями, богатого традициями межнационального
общения. В ходе дискуссии заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве
области Трушкина Л.В. обозначила круг вопросов, касающихся социальной защиты подростков: «Нужно каждому из нас
определить, кого мы будем сегодня воспитывать: покорную безынициативную личность или развивать свободное поколение». Интересное
предложение было вынесено на обсуждение директором лицея-интерната естественных наук г. Саратова Конычевой Г.Г. Она
озвучила проблему создания автономных образовательных учреждений для повышения качества подготовки старшеклассников в сельской
местности. Сформированы критерии: уровень жизни населения, или индекс человеческого развития, востребованность на рынке
труда, развитие инфраструктуры региона, социальная мобильность, безопасность, экономика знаний, социально-политическая активность
населения, «компетентному образованию - компетентностного педагога», привлекательность школьной среды. Живое
обсуждение сформулированных критериев, спор участников демонстрировали заинтересованность, неформальность дискуссии, ее нужность
и своевременность. В процессе спора рождались индикаторы каждого критерия. Как определить уровень здоровья учащихся? Необходимо
ли уделять пристальное внимание социальной адаптации? Вот только несколько вопросов, вызвавших у участников желание высказаться
и принять участие в обсуждении критериев проекта.
В результате дискуссии разработана таблица соотношения показателей индикаторов индивидуально-социального
направления.
7 декабря 2008 года «Индивидуально-социальная» рабочая группа продолжила работу. Решалась задача
структурирования индикаторов по выработанным накануне критериям по 5 направлениям (определение индикатора, способ его измерения,
способ сбора информации):
- социально-экономическое; - социально-правовое; - социально-демографическое; -
социально-политическое; - инфраструктура.
Тщательному рассмотрению и обсуждению подвергся каждый критерий. Много вопросов вызвал индикатор, учитывающий
уровень школьного насилия: как «измерить» данный индикатор? Какие структуры возьмут на себя обязанность вести статистику? Интересным
стало решение о добавлении индикатора «Проявление межконфессиальной и национальной розни», т.к. Саратовская область
– регион многонациональный. Новый индикатор получил одобрение. Было отмечено, что необходимо отслеживать количество
выпускников Саратовской области, выезжающих за ее пределы, чтобы продолжить свое обучение в учреждениях профессионального
образования. Обсуждение завершилось подведением итогов, продуктом которых стала таблица критериев индивидуально-социальной
сферы (Приложение).
|