Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад Александра Адамского

"Комплексная оценка эффективности региональной системы образования. Как это возможно?"

(6 декабря 2008 года)




Презентация Александра Адамского "Школа 2020. Анализ эффективности системы образования как проект" 

6 декабря 2008 года в рамках семинара в Саратовской области выступил ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский с докладом по вопросу "Комплексной оценки эффективности региональных систем образования".

В своем выступлении Адамский отметил, что модернизация образования предусматривает изменения структуры оценки качеств образования. Критерии оценки качества образования должны быть выработаны с учетом реальных социальных потребностей региона и особенностей его экономического климата. Другими словами, приоритеты образования должны определяться не работниками образования, а реальными нуждами общества и экономики конкретного региона.
Таким образом, докладчик подвел участников семинара к мысли, что системе образования необходимо не валовое увеличение финансирования, а продуманное финансирование, учитывающее социальные и экономические потребности. Исходя из этого, был сделан вывод о том, что реализация проекта по повышению эффективности системы образования невозможна в рамках одного ведомства; необходима совместная работа с представителями различных ведомств (в частности, со структурами экономического блока).
Ключевую задачу проекта, Адамский видит в том, чтобы «связать образовательные показатели с социальными и экономическими данными конкретного региона». «Важно проанализировать, как качество образования и вложенные в него средства влияют на социальные, экономические и политические результаты»,- подчеркнул докладчик.


На сегодня, отметил Александр Адамский, современное качество нелегитимно:
- Методика расчета финансового норматива не соответствует современному качеству;
- Базовая часть ФОТ не структурирована относительно современного качества;
- Стимулирующие выплаты не отражают современное качество.

Докладчик коснулся также вопроса о том, откуда появляется представление об эффективности современного образования. Так, по мнению Адамского, если раньше «качество образования» означало, по сути,  объем усвоения материала, то теперь «качество образования» – это формирование таких компетентностей, которые помогают человеку адекватно действовать в современном мире.
Нынешняя экономическая ситуация, стремительное и постоянное изменение технологий требуют от работника мобильности, умения адаптироваться к быстро меняющимся потребностям и приоритетам рынка. Другими словами, для того чтобы быть конкурентоспособным, работник должен быть способен и готов к смене своей ролевой позиции, изменению содержания отношений (эта способность формируется в дошкольном возрасте). Таким образом, исходя из анализа реальной ситуации, можно сказать, что вложения в дошкольное образование зачастую оказываются для экономики региона в целом более эффективными, чем вложения в профессиональное образование.
Об этом же свидетельствуют и статистические данные, согласно которым большое количество выпускников вузов и СПО в течение 1-2 лет после окончания образовательного учреждения идут переучиваться под запрос рынка.
В докладе прозвучало также мнение о том, что отсутствие качественного образования ведет к ухудшению криминальной ситуации в регионе. «Если человек не может реализоваться в социальной сфере, в том числе, в своей профессиональной деятельности, - отметил Александр Адамский, - то он реализовывает свои возможности и способности в асоциальной сфере».
Возвращаясь к вопросу о критериях качества образования, докладчик отметил, что переход на НСОТ требует учета внеурочной занятости учителя. Без этого невозможно направить процесс обучения в сторону развития творческих способностей ребенка, его социализации в современном мире. Зарплата учителя должна учитывать не только результат в виде выученного объема школьной программы, как было всегда, но и стимулировать те виды деятельности учителей, которые направлена на повышение качества образования, то есть на развитие учащихся (индивидуальная работа с детьми, творческая работа, краеведческая работа и т.п.).
В противном случае, предостерег Адамский, ЕГЭ останется единственным способом оценки качества образования.
Отдельной, важной задачей остается создание федеральных государственных образовательных стандартов, которые должны стать институтом современного качества образования. В стандартах, по мнению докладчика, с необходимостью должен быть прописан принцип финансирования, позволяющий стимулировать деятельность, направленную на повышение качества образования. «Если этого не будет – то и вся модернизация останется одной лишь декларацией»,- предупредил Адамский.

 

 

Информационно-аналитическая группа

Татьяна Морозова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100