Свое выступление Александр Адамский начал с фиксации того, что проблематика образования, на
сегодняшний день, резко обостряется. Существенен вопрос, на сколько квалифицированные политические кадры ведут обсуждение
этой обостряющейся проблематики. Аксиоматично, что образование простых решений не прощает, а у некомпетентных политиков есть
риск скатиться именно к простым решениям. В этом смысле следует зафиксировать задачу подтягивания политических персон и общественности
до инновационного представления об образовании.
Стратегия развития образования запланирована до 2020 года. 2010 год значится как дата окончательного
введения тех механизмов, которые предусмотрены комплексным проектом модернизации образования и предполагают введение механизмов
эффективного расходования средств.
Колоссальную сложность на сегодняшний день вызывает реализация такого направления, как нормативное
финансирование. И основная проблематика в этом направлении связана с достаточно низкой квалификацией финансистов. Идея качественного
образования до уровня финансового расчета не дошла.
Новая система оплаты труда вводится с целью поощрения лучших педагогов. Высокие заработные платы
не должны становиться поводом для осуждения учителей и директоров. Может быть установлена граница, выше которой не может получать
директор образовательного учреждения, но сами по себе большие заработки руководителей, это значимый механизм, который позволит
привлечь в школы грамотных образованных и молодых управленцев. Новая система оплаты труда потенциально способна сделать школы
привлекательным для перспективных специалистов местом работы.
Следующее направление комплексного проекта модернизации образования, на котором остановился
Александр Адамский – система оценки качества образования. В политических спорах сегодня эта тема не получает данного
внимания. Политические персоны активнее обсуждают вопросы "уравниловки" заработной платы, чем качество образования, которое
учитель способен предоставить своему учащемуся. Важно обсуждать не только как распределять деньги, но и задуматься о том,
на что их тратить.
Болезненным вопросом в плане предоставления качественного образования всем учащимся вне зависимости
от места жительства является тема интернатов. Возвращение темы интернатов, по сути, является капитуляция перед тем, чтобы
сделать образование детей, живущих в селах качественным. Это свидетельство того, что сетевое образование не развито, современные
интернет-технологии в образовании не используются. Возвращение идеи интернатного обучения станет свидетельством того, что
современные средства обеспечения качества и доступности оказались образованию непосильными.
Источником представления о качестве образования является не педагогическое содержание, а внешние
по отношению к образованию процессы. Для того, чтобы образование на самом деле становилось современным и качественным, общество
вынуждено будет подсказывать образованию, какие в экономики тенденции являются ведущими. После 2010 мы либо начинаем форсировать
качество, либо начинаем безнадежно отставать.
Следующее направление выступления Александра Адамского связано с деятельностью попечительских
советов. По мнению ректора Института проблем образовательной политики, на сегодняшний день стоит задача институциализации
экспертного сообщества. Продвижением тех трендов, которые не видны "невооруженным глазом", должно заниматься именно институциализированное
экспертное сообщество.
Образ образовательной программы должен быть сформирован в 2012 году. В каждом образовательном
учреждении образовательная программа должна обеспечить каждому ребенку реализацию способностей, склонностей, которые есть
у ребенка, а не только знания, умения и навыки.
Серьезная проблема, которую необходимо обсуждать – что мы называем школой? Это то место,
где дети накормлены, в тепле и под присмотром? Или школа это все-таки современное пространство становления успешного человека?
Существует опасность, что финансы будут тратиться на некачественное образование. Крайне актуальная проблема – изменение
методики расчета норматива. Норматив на сегодняшний день определяются расходованием на базисный учебный план, однако он не
учитывает современного качества и того многообразия функций, которые выполняет школа. Все споры вокруг сельской школы или
школы поселков городского типа по принципу не меняют систему финансирования и современные подходы к ресурсному обеспечению
качества образования. Первым, наиболее болезненным вопросом является изменение методики расчета норматива. Вторым –
структура базовой части фонда оплаты труда. Формально по стар системе оплаты труда учителю можно платить только за уроки,
но тогда он должен делать только то, за что ему платят. Вопрос структуры базовой части напрямую связан с качеством деятельности
педагога и тем многообразием образовательных программ, которые реализовываются в школе.
Стимулирующая часть заработной платы должна определяться на основании качества деятельности
педагога. Школьные советы должны быть ориентированы на современное качество при распределении этой части фонда оплаты труда.
Существенное поощрение лучших – задача новой системы оплаты труда. Общество должно видеть лицо школы, как представителя
среднего класса.
Система образования должна становиться фактором социально-экономического развития региона и
позволять каждому ребенку успешно социализироваться благодаря своему образованию, а не вопреки ему.
Валентина САЖИНА
|