В работе нашего съезда принимают участие главы муниципальных образований республики и попечители
образования Бурятии, начальники районных и городских управлений образования, директора инновационных учреждений республики,
представители средств массовой информации.
Сегодня образование в Республике Бурятия тесно связано со всем новым: новые современные базовые
школы, инновационные и социальные программы, новое учебное оборудование, новая экономика. Будут внедряться новые образовательные
стандарты всех уровней образования, соответствующие двадцать первому веку.
Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям
опережающего развития. Неслучайно в Послании Федеральному собранию Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым
основной акцент в стратегии развития российского образования сделан на школьном образовании, потому что ключевые профессиональные
компетентности формируются не в профессионального образовании, а в дошкольном и школьном возрасте.
Комплексный проект модернизации образования носит институциональный характер производимых изменений:
реформируется не сама деятельность образовательных учреждений и педагогов, а те нормы, в рамках которых эта деятельность осуществляется.
К числу таких изменений относится:
-
новая система оплаты труда, которая является эффективным экономическим регулятором повышения
качества общего образования; "формульное финансирование", когда деньги доводятся до образовательного учреждения, исходя
из утвержденного подушевого норматива; новые формы системы аттестации педагогических кадров, которая производится при активном
участии общественности на основании учета всех видов достижений педагогов и учащихся; новые формы учета достижений учащихся
("портфолио"); публичная отчетность образовательных учреждений; новая система повышения квалификации педагогических
кадров. Также можно говорить о том, что Комплексный проект модернизации обеспечивает конкурентный характер поддержки инициатив,
инноваций; открытый характер оценки результатов реформ, что является показателем высокой результативности. Все это должно
привести к системному обновлению уже существующих институтов, а именно: к новому государственному образовательному стандарту
общего образования, переходу школ в иные организационно-правовые формы (АУ), включение в понятие образовательной программы
различных видов деятельности учащихся, публичные доклады школ и т.д. При этом обновляются способы взаимодействия между этими
институтами: появление эндаумент-фондов, сетевых механизмов взаимодействия ОУ.
В своем докладе я остановлюсь только на проблемах и системных результатах внедрения шести направлений
КПМО.
Первое и ключевое направление КПМО "Внедрение новой системы оплаты труда" высветил следующие
проблемы и риски:
-
недостаточность бюджетных ресурсов для формирования стимулирующей части оплаты труда на уровне
30%. проблемы применения методики НСОТ на старшей ступени при переходе на индивидуальные образовательные траектории. проблемы
оплаты и оценки результативности труда педагога в условиях сетевого взаимодействия ОУ при изучении предметов в других школах. недостаточная
экономическая грамотность руководителей образовательных учреждений. социальные риски, связанные с дифференциацией в оплате
труда педагогов.
Возникали трудности, связанные со снижением зарплаты тех учителей, которые работали на 1,5 ставки,
в связи с этим возникало социальное напряжение в педагогических коллективах, имели место высокие издержки на администрирование
стимулирующей части, если ее доля не превышает 10% от фонда оплаты труда.
Нам удалось решить следующие проблемы:
-
отход от уравнительных подходов и обеспечение повышения доходов учителей, в первую очередь
в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию
образовательной программы школы; обеспечение учета особенностей образовательного учреждения при формировании порядка распределения
специальной и стимулирующей частей ФОТ; вовлечение значительного числа педагогических работников, родителей в процесс
обсуждения механизмов введения НСОТ; создание механизмов для обеспечения участия органов государственно-общественного управления
в согласовании распределения стимулирующей части ФОТ; появление заинтересованности руководителя образовательного учреждения
в оптимизации штатного расписания и повышении уровня заработной платы педагогических работников за счет введения зависимости
оплаты труда руководителя образовательного учреждения от заработной платы учителей в его ОУ; повышение управленческой культуры
руководителей образовательных учреждений, членов органов государственно-общественного управления.
Но при всех трудностях мы все-таки получили системные изменения:
-
конкурентоспособный уровень оплаты труда учителей в республике препятствует негативному отбору
кадров в системе общего образования; рациональное соотношение ученик/учитель отдельно для городских округов и для сельских
муниципальных районов; оптимальная доля учителей в общей численности работающих в общеобразовательном учреждении; соотношение
базовой и стимулирующей части оплаты труда, нацеленное на результативность и качество; поиск новых форм повышения квалификации
учителей и администраторов образования и их аттестации.
В результате введения новых принципов оплаты труда среднемесячная заработная плата учителей
в республике возросла на 28%. При этом в нельзя не сказать о том, что в большей степени повысилась заработная плата руководителей
общеобразовательных учреждений на 41 %. Данный факт вызывает большой резонанс в обществе, но ведь мы понимаем, что обеспеченный
руководитель – это человек контракта, человек, с которого можно и нужно спрашивать. Понимая, что плохо обеспеченный
руководитель – это всегда человек коррупции, самоуправства и безответственности, мы повышаем зарплату адекватно увеличению
ответственности, сохраняя зависимость зарплаты руководителя от среднемесячной зарплаты учителей.
Наиболее значимые эффекты внедрения НСОТ
-
происходят качественные изменения в учительской среде – наблюдается приток молодежи,
в том числе мужчин; повысилась заинтересованность педагогов в работе с одаренными и отстающими детьми, в том числе во
внеурочное время; меняется отношение общественности к системе образования: повышается заинтересованность в повышении качества
работы школы; повышаются требования родителей к качеству образования детей: родители в первую очередь начинают принимать
участие в оценке работы учителя.
Системные результаты внедрения нормативного подушевого финансирования:
-
созданы стимулы для развития экономической самостоятельности ОУ, что позволяет руководителям
образовательных учреждений более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. созданы предпосылки для снижения неэффективных
бюджетных расходов, начаты процессы создания оптимальной сети общеобразовательных учреждений, формирование крупных, базовых
ресурсообеспеченных школ, реализующих образовательный процесс в современных условиях. осуществляется формирование бюджета
функционирования отрасли по нормативному принципу, формирование бюджета развития отрасли – по программно-целевому принципу.
Системные результаты по направлению "создание региональной системы оценки качества образования":
-
возможность получения объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг
всеми заинтересованными лицами; связь качества образования со стимулирующей частью оплаты труда учителя; выявление дефицитов
профессиональной деятельности учителей и формирование самими учителями запросов на повышение их квалификации; активизация
органов государственно-общественного управления, родительской общественности в принятии решения, связанного с оценкой качества
образования; развитие правовых партнерских отношений участников образовательного процесса по совместной работе над созданием
и реализацией образовательной программы каждой школы.
Ключевой проблемный вопрос Комплексного проекта – несформулированность современного представления
о качестве.
Система оценки качества образования, как всякий сложный социальный институт, не может быть создан
одномоментно. Он развивается исходя из реальных потребностей общества по мере формирования «критической массы»
этих потребностей. Сегодня система оценки качества образования понимается в виде структуры ЕГЭ, итоговой
аттестации выпускников 9-х классов по новой форме, обследований учебных достижений учащихся
начальной и средней школ, проведенных по технологии ЕГЭ. Но это наши внутренние отраслевые показатели, и по ним эффективность
образования не выявляется, потому что набор знаний не улучшает социализацию ученика в неопределенной ситуации. Поэтому мы
считаем, что источники модернизации не лежат внутри системы, формирование представления о современном качестве образования
требует согласования не только с родительской общественностью, но и со смежными ведомствами, от которых мы могли бы получить
заказ. Новые подходы к аттестации педагогических работников, разработанные и представляемые
сегодня общественному слушанию, позволят определить уровень профессиональной компетентности учителя в прозрачных
и упрощенных процедурах. Разрабатываемые новые подходы к повышению квалификации учителя строятся на принципах
непрерывности и вариативности предлагаемых форм: стажировки, мастер – классы, публичные отчеты, семинары и т.д. По содержанию
– как предметные, так и в области управления качеством.
Проект, инициированный Эврикой, по кадровому обеспечению модернизации образования, реализуется
педагогическим сообществом Бурятии, где ключевым результатом образования является индивидуализация как способ предоставления
образования. Здесь важен переход от искусства фронтального обучения к искусству индивидуального тьюторства.
Наиболее значимые проблемы, с которыми мы столкнулись по данному направлению:
-
отсутствие стандартов нового поколения, фиксирующих представления о требованиях к результатам
образования (как следствие – абсолютизация учебных достижений); отсутствие федерального Положения о центре качества
образования; отсутствие программы мониторинговых исследований на уровне РФ; отсутствие инструментария оценки универсальных
компетентностей обучающихся; отсутствие положения об аттестации, ориентированного на новые представления о качестве образования; настороженное
отношение педагогов к внедрению новых подходов к оценке качества работы в ходе аттестации; отсутствие института общественных
экспертов.
По четвертому направлению КПМО "Развитие сети общеобразовательных учреждений" можно выделить
следующие системные изменения:
-
определение "точек роста" (базовых школ) позволило значительно улучшить их материально-техническое
состояние за счет приоритетного оснащения в соответствии с требованиями и обеспечить доступность качественных современных
условий обучения для большей доли учащихся (до 50%). выравнивание качества образовательных услуг, предоставляемого системой
образования региона учащимся сельских и городских школ. появление новых типов образовательных учреждений: базовая школа
с филиалами, ресурсный центр системы образования различных уровней, школа ступеней образования. повышение эффективности
использования всех видов ресурсов системы образования: кадровых, финансовых, материальных. повышение уровня квалификации
педагогических работников.
Как четкость и полнота социального заказа образованию, так и возможность комплексной оценки
результатов его реализации зависит от степени и качества общественного участия. Для реализации пятого направления КПМО "Расширение
общественного участия в управлении образованием" наша республика была наиболее подготовлена. В течение многих лет в Бурятии
реализуется совместный с Институтом проблем образовательной политики "Эврика" проект, суть которого заключалась в создании
нового социального института "Союза попечителей", не имеющего тогда аналога в России. О работе данного института подробнее
расскажет бессменный Председатель Союза попечителей Республики Бурятия Баир Гармаев.
В лице гражданского сообщества и успешных в бизнесе людей мы нашли надежных партнеров, готовых
и способных решать проблемы образования, лоббировать интересы сферы образования на всех уровнях и во всех структурах государственной
власти. Впервые система образования становится открытой, способной эффективно развиваться именно благодаря участию общества
в её управлении.
В результате создания органов государственно-общественного управления образованием на муниципальном
уровне и уровне образовательных учреждений, внедрения процедур общественного наблюдения, оценки и контроля за качеством образования
повысилась открытость системы образования, преодолена корпоративно-профессиональная замкнутость системы в определении стандартов
деятельности и оценке ее результативности. Сформирован механизм выявления, оформления и реализации общественного заказа на
содержание и качество образования. Эффекты действия указанного механизма проявляются:
-
в повышении ответственности педагогов и руководителей образовательных учреждений за конечные
результаты деятельности – качество образования, эффективность расходования бюджетных средств; в привлечении внимания
общественности к проблемам системы образования и школы, заинтересованности и активности в их решении, в том числе за счет
привлечения дополнительных ресурсов; в модернизации содержания образовательных программ и условий их реализации. В результате
внедрения современных инструментов информирования общественности о состоянии и результатах деятельности образовательных учреждений
(публичные отчеты, сайты) в системе образования сформирован механизм повышения доступности и качества информации об образовательных
услугах. В результате чего повышается уровень ответственности и обоснованности решений потребителей образовательных услуг,
в повышении эффективности потребительских решений в сфере образования, в повышении удовлетворенности потребителя образованием.
Нельзя не отметить, что есть и достаточно серьезные риски расширения общественного участия в
управлении образованием, проявившиеся в ходе реализации проекта модернизации образования:
-
формальный подход, создание советов, не обладающих или не использующих управленческие полномочия; манипуляция
советами со стороны руководителей образовательных учреждений, использование их для достижения собственных интересов; консервация
существующих представлений о результативности педагогического труда, качестве образования, организации образовательного процесса; возникновение
социально-психологической напряженности в педагогическом сообществе как реакции на участие общественности в процедурах оценки
результативности деятельности педагогов и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
Пути решения:
-
Создание органов общественного управления в системе образования на уровне ОУ, муниципалитета,
региона; Масштабная подготовка общественных управляющих. Передача существенных полномочий органам общественного управления
образованием; Разработка и принятие нормативной базы (положений, регламентов) регулирующих деятельность органов общественного
управления образованием. В сфере развития общественного участия в комплексной модернизации образования в республике создана
сеть органов общественного управления при муниципалитетах.
Управляющие советы получают серьезные полномочия: согласование бюджетной заявки, сметы бюджетного
финансирования и утверждение сметы расходования финансовых средств, обеспечение прозрачности хозяйственно-экономической деятельности
школы, утверждение программы развития школы, согласование образовательной программы, утверждение режима работы школы. При
этом мы должны понимать, что Управляющие советы – это не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег
для нужд школы, а стратегический штаб школы , постоянный конструктивный помощник и советчик директора школы в определении
и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.
Наиболее важной задачей остается обучение, подготовка общественных управляющих. Мы считаем,
что очень своевременно Центром социально – экономического развития школы Высшей школы экономики (г. Москва) были разработаны
образовательные программы по внедрению моделей государственно – общественного управления образованием. В настоящее время
обучение общественных управляющих осуществляется в различных формах: курсы обучения через БИПКиПРО и БГУ,
выездные семинары в районах. Прошли подготовку специалисты рай (гор) управлений, ответственные за реализацию пятого направления
РКПМО. Каждая МРГ обеспечена учебно – методическими материалами по курсу обучения школьных управляющих (пособия
и DVD).
В течение года организована учеба общественных управляющих, выездные семинары, индивидуальные
консультации по организации деятельности управляющих советов.
В ноябре – декабре 2007 года был проведен мониторинг внедрения моделей государственно
– общественного управления в муниципальных образовательных системах, в котором приняли участие 23 руководителя рай(гор)
управления образования (100 %) и 144 руководителя общеобразовательных учреждения, вошедших в эксперимент по НСОТ. В
целом результаты анкетирования показали, что реализация пятого направления КПМО идет удовлетворительно. Таким образом,
невозможно внедрить новую систему оплаты труда, не построив систему оценки качества. А оценка качества зависит, прежде всего,
от определения и утверждения результативности освоения образовательных программ. А это, в свою очередь, – производная
от требований к результативности, т. е. государственный образовательный стандарт.
Практически все направления комплексного проекта зависят от появления государственного образовательного
стандарта в новой редакции закона "Об образовании".
Невозможно выстроить систему формирования нормативного подушевого финансирования, потому что
нельзя в регионе рассчитать стоимость бюджетной услуги. В условиях перехода на бюджет, ориентированный на результат, отсутствие
оснований для расчета бюджетной услуги блокирует расчет финансового норматива в образовании. Нельзя сбалансировать сеть образовательных
учреждений в регионе, не имея требований к условиям получения образования.
Ключевое отличие стандартов так называемого нового поколения, на наш взгляд, в том, что они
стандартизируют другую предметность, чем прежде – не учебный материал и непосредственно содержание образования, не саму
учебную деятельность, или воспитание, а развитие ребенка.
При этом речь не идет о повышении качества образования в тех параметрах, в которых оно измерялось
раньше, а об изменении системы координат качества образования. С этим связано удорожание образовательной услуги, а значит
и увеличение финансового норматива, увеличение фонда оплаты труда. Должна измениться структура трудовой функции, структура
услуги, и, конечно, условия, которые надо соблюдать для реализации нового качества.
Сегодня мы поддерживаем инновационные школы, которые работают по обеспечению оборудованием не
только учебных кабинетов, но и средств по организации внеучебной деятельности. Особенно показательно в этом реализация проекта
по созданию авторской школы сети "Эврика" на территории Бурятии в частности в столице нашей республики г. Улан-Удэ.
О совместном проекте администрации г. Улан-Удэ и Института проблем образовательной политики "Эврика" подробнее расскажет мэр
города Геннадий Айдаев.
Для обеспечения возможности получения качественного образования каждым ребенком независимо от
места жительства система образования Республики Бурятия нуждается в постоянной экспертно-информационной оценке
своей эффективности, мониторинге, как объективно необходимой составной части собственной работы по реализации региональных
программ и проектов в области образования.
Сложность поставленных задач, отсутствие практического опыта в их решении предопределяет целесообразность
использования такой модели комплексной оценки эффективности региональной системы образования, которая поможет выявить и провести
анализ возникающих тенденций, отследить влияние локальных, специфических, общих условий на ход реализации мероприятий
в области образовательной и социальной политики, целостно оценить процесс изменений.
Поэтому новым шагом в развитии Комплексного проекта модернизации образования мы рассматриваем
внедрение системы Комплексной оценки эффективности региональной системы образования.
Несмотря на системные изменения и проектные инвестиции в рамках ПНП "Образование", система общего
образования республики все еще требует увеличения финансового обеспечения. Однако его обоснование в условиях дотационности
региона представляет значительные трудности в рамках существующего взаимодействия финансовых органов и органов управления
образованием. Основной объем расходов на систему образования по-прежнему зависит от количества учебных часов и численности
учащихся, гарантированных государством, но не от качества школьного образования и его влияния на благополучие общества и личности
молодого человека.
Таким образом, стратегической целью проекта является создание автоматизированной системы
мониторинга и оценки региональной системы образования по экономическим, политическим, социальным показателям. Создаваемая
система функционирует через сеть Интернет и позволяет на всех уровнях оперативно и наглядно отслеживать результативность и
влияние реализуемых в сфере образования программ и проектов на социально-экономическое развитие территорий.
Первый этап внедрения - сентябрь – декабрь, 2008г.
В республике апробируется автоматизированная система мониторинга КОЭРСО по экономическим, политическим
и социальным направлениям с учетом социокультурной, этно-демографической и экономико-географической многомерности регионального
образовательного пространства.
В ходе второго этапа с января по декабрь 2009г. собирается материал для формулирования и актуализации
понятия "качество общего образования" с его последующим финансово-экономическим обоснованием через результативность и эффекты
от программной и проектной деятельности региональной системы общего образования Бурятии.
В Республике Бурятия с сентября т.г. ведется большая организационная работа по созданию переговорной
площадки между разными ведомствами и структурами. На согласовании находится проект Распоряжения Правительства Республики Бурятия
по созданию Межведомственной рабочей группы, которую возглавляет первый заместитель Председателя правительства РБ Егоров Матвеевич.
Подписаны Соглашения с Министерством внутренних дел по Республике Бурятия, Минэкономики РБ; Минздравом РБ; Минсоцзащиты
РБ; с Агентством по делам семьи и детей; с Агентством занятости населения.
К разработке интегрального показателя "Ценность человека" были привлечены не только эксперты
профессионального сообщества, но и представители всех ведомств республики, а также специалисты муниципальных органов. Данный
показатель учитывает изменение уровня жизни, здоровья, занятости, качества образования, конкурентоспособности на рынке труда,
безопасности, социального благополучия, возможностей и стоимости пользования инфраструктурой).
В настоящее время экспертным сообществом республики разработаны и направлены на согласование
в заинтересованные министерства и ведомства индикаторы по четырем направлениям мониторинга.
Данная система представляет совместный проект Института проблем образовательной политики
"Эврика" и Министерства образования и науки Республики Бурятия. Презентация данного проекта будет представлена в 14 часов
в этом же зале Александром Адамским.
В послании Президента Федеральному собранию сказано: "Ключевая роль в школе принадлежит учителю.
И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного
повышения их квалификации". В этой связи не могу не сказать о том, что в республике в рамках проекта кадрового обеспечения
модернизации образования с 28 октября 2008 года объявлен широкомасштабный инновационный проект по стимулированию проектной
деятельности учителей и руководителей школ на конкурсной основе. По итогам конкурса будет выявлен профессиональный компетентностный
потенциал республики, материально простимулированы победители из средств республиканского бюджета на общую сумму 75 млн. руб.
Также на конкурсной основе будет осуществлено направление лидеров образования на стажировку
за рубеж.
Данными конкурсами мы хотим дать возможность учителю развить компетенции, которые в инновационном
режиме представляют особую ценность , а это именно проектные компетенции.
С одной стороны, в сложных социально – экономических условиях дотационного региона мы
вынуждены развиваться. 6 районов республики, занимающих значительную территорию Бурятии (60 %), приравнены к районам
Крайнего Севера, требующим существенной поддержки. Сегодня, к сожалению, появились факторы, сдерживающие развитие республики,
особенно это касается появления неблагоприятных демографических тенденций, огромных экологических и энергетических затрат,
связанных с выполнением мероприятий по сохранению экосистемы озера Байкал.
Но, мы смогли в течение десятилетнего функционирования образовательной системы в режиме развития
создать условия, позволившие и позволяющие нам сегодня осуществлять серьезные системные изменения. Мы идем на
комплексные меры по модернизации образования потому, что есть понимание необходимости реформирования сферы образования,
есть ресурсы, способные обеспечить комплексные преобразования, есть люди, благодаря которым возможно задать вектор
развития образовательным учреждениям, апробировать новые институциональные и экономические механизмы регулирования в сфере
образования, есть большая заинтересованность гражданского сообщества в развитии образования.
Разрешите пожелать всем успешной работы, оптимизма и веры будущее, успешной реализации
комплексного проекта модернизации образования, и, конечно, всем здоровья, терпения и благополучия.
Я надеюсь, что проводимая совместно с Институтом проблем образовательной политики "Эврика",
работа даст старт реального партнерства, командной работы по реализации направлений комплексного проекта модернизации регионов
в течение ближайших трех лет.
|