Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Установочное совещание




Семинар открыл Доржи Фролов, руководитель региональной группы КОЭРСО. В своем выступлении он отметил необходимость актуализации проекта "Комплексной оценки эффективности региональной системы образования" и его реализации. 

 

Обозначена цель проекта - разработка системы мониторинга, рассчитывающая эффективность системы образования республики, отслеживающия экономические эффекты от инвестиций в образовательную сферу. 

 

Игорь Шиян, эксперт сети "Эврика" представил план работы участников семинара. По его словам, необходимо  оценить имеющиеся взаимосвязи между уровнем развития системы образования и показателями социальной жизни, затем согласно этим взаимосвязям выстроить логические цепочки от образовательных эффектов к эффектам социально экономическим. "Мы должны построить такие цепочки,  - говорит Игорь Шиян, - которые можно было бы легко перевести в математический формат".

 

О том как должны быть построены логические цепочки для перевода на  язык программирования поясняет Василий Ананьин, эксперт сети "Эврика". По его словам, сбор данных начинается с формирования портфолио ученика и портфолио учителя, эти данные аккумулируются в электронный паспорт школы, электронные паспорта всех школ муниципалитета  в совокупности дают представление об уровне развития муниципальной системы образования. В свою очередь эти данные дополняются данными от сопряженных ведомств, затем собираются интегральные показатели в целом по муниципалитету  и на региональном уровне. Индивидуальный блок : портфолио ученика и портфолио учителя - закрытая часть системы. Данные, относящиеся к электронному паспорту школы, муниципальному и региональному уровням, объединенные в системе мониторинга, могут быть использованы всеми заинтересованными ведомствами.

 

Вопрос-ответ:

 

Вопрос: Потрфолио должно быть в едином формате для всех учащихся и учреждений?

 

Василий Ананьин: Да, оно будет единым для всех.

 

Вопрос: Заполнение данных ведется через интернет?

 

Василий Ананьин: Главное условие – бесперебойный интернет. Риск  заключается в нестабильности канала. Но ведь отчеты заполняются неежемоментно.

 

Вопрос: Каким образом будет осуществлен сбор данных от ведомств?

 

Василий Ананьин: Межведомственные данные собираются по соглашению.

 

Вопрос:  Как часто должно производится наполнение?

 

Василий Ананьин: Все зависит от технического уровня собираемых данных. На нижнем уровне, индивидуальном, портфолио редактируется и дополняется каждый день.Индивидуальный уровень: портфолио ученика заполняется самим учеником в соответсвии со справочником, который будет размещен на специальном сайте. Ученик просто заполняет ячейки таблицы. Собирая усредненные данные по всем учащимся получаем вполне целостную картину по школе. Далее появляются интегральные показатели по муниципалитету. Затем осуществляется автоматическая верстка итоговых таблиц на региональном уровне. Задача экспертов – дополнить и конкретизировать список учитываемых характеристик.

 

Система сбора данных строится по той же системе, что и сбор данных на сайте КПМО: Школьный оператор проверяет заполнение портфолио на уровне школы. Муниципальный оператор аккумулирует данные по паспортам школ и заносит данные на уровне муниципалитета, отвечает за своевременность и качество заполнения. Региональный оператор собирает сводные данные муниципалитетов и итегрирует их с данными, пердоставляемыми другими ведомствами.

 

В настоящее время в республике создана региональная группа сопровождения КОЭРСО, существует система муниципальных операторов. С организационной и технической точек зрения система мониторинга создана. Но для того чтобы она заработала нужно наполнение, состоящее из взаимосвязанных цепочек соответсвующих показателей и  индикаторов. Список показателей формируется по трем направлениям: экономико-политическое, социально-индивидуальное, образовательное.

 

Вопрос: В чем заключается эффект от самой системы мониторинга?

 

Василий Ананьин: Мы сможем рассчитать эффективность расходования средств на систему образования, отследить эффект от вложения в нее средств с точки зрения  изменения экономического и социального положения региона.

 

Вопрос: Может ли быть осуществлен автоматический обмен между базами данных различных ведомств?

 

Василий Ананьин: Да, мы именно такую систему  и разрабатываем. Обмен будет производится на уровне интегральных показателей, доступ к которым будет открыт.

 

Вопрос: Не ясно как сказывается объем производства на качесвте образования? В чем будет выражаться качество образовательной услуги? Как связаны с экономическими показателями такие показатели как запланированное количество учащихся и  число фактически посещающих?

 

Василий Ананьин: Отследить эти взаимосвязи – задача экспертов. Отцифровать – программистов.

 

Выступление Василия Ананьина дополнил Игорь Шиян. Он отметил, что сейчас по каждому из трех направлений есть лишь приблизительные цепочки взаимосвязанных показателей. Необходимо каждому из звеньев цепочки приписать определенные индикаторы.  Эта необходимость объясняется несовпадением в ряде случаев цепочек и таблиц  обсчитываемых данных. Для разрешения этого несоответствия необходимо  создать систему опосредованных индикаторов.  Каждому из звеньев цепочки нужно приписать определенный вес на каждом уровне сбора информации, определить соотношение весов на разных уровнях.

 

Нужно решить также какие индикаторы показателей необходимо вносить, например по НСОТ: это  может быть средний уровень заработной платы, или ее минимум, или возможно максимум и т.д.  Любому из звеньев должны быть приписаны индикаторы и механизм их учета: то есть числовые данные или проценты, нарастающим итогом, или фактически. Нужно определить является ли каждый показатель единичным или интегральным. При первом сборе данных мы увидим, где именно в цепочке показателей и индикаторов допущена логическая ошибка и откорректируем ее.

 

Вопрос: Все показатели описывают влияние на нектороые интегральные показатели. Эти интегральные показатели принципиально гибкая система или единожды введенные они уже не изменятся?

 

Василий Ананьин: Интегральные показатели  - это гибкие системы. В изменении  и дополнении этих показателей могут принимать участие специалисты других ведомств, обладающие специальным кодом доступа.

 

Владимир Бацын, эксперт сети "Эврика" подчеркнул важность запуска системы мониторинга эффективности региональной системы образования. "Ведь от того насколько человеческий потенциал подготовлен к выполнению поставленных жизенными реалиями задач, зависит благополучие региона, - говорит Владимир Бацын. - На данном этапе, разарабатывая и вводя систему оценки качества образования, мы пытаемся выяснить причины соответствия или не соответствия человеческого потенциала, оценить условия его развития, причины изменений. Какие параметры нужно отслеживать сегодня, чтобы завтра качество жизни стало таким, каким мы его хотим видеть, какими качествами должно обладать население, для того чтобы создать это качество жизни – вот главная цель нашей работы".

 

Татьяна БАДЛУЕВА

Наталья ЦЫРЕНДАШИЕВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100