5 ноября 2008 года в рамках семинара на базе МОУ лицей №21 г. Иваново в рамках
экспертно-аналитического семинара «Формирование государственного стандарта общего образования с использованием опыта
реализации КПМО»состоялось заседание экспертной группы «Требования к структуре и результатам образовательной программы»
(координаторы Е.Е.Крашенинников, С.В.Горохов, эксперт ИПОП «Эврика»).
В работе группы приняли участие руководители и сотрудники отделов образования муниципального
и регионального уровня, директора общеобразовательных школ, сотрудники Ивановского областного ИПК и ППК. Задачи группы: определение
институциональных эффектов от реализации направления «Внедрение РСОКО», требований к образовательной программе,
формирование модели аттестации педагогов и выпускников.
На группе были обсуждены нормы (правила) взаимодействия в образовательном пространстве, социальные
эффекты, организация и социальные риски, показатели реализации образовательной программы, требования к структуре образовательной
программы, требования к условиям реализации образовательной программы, требования к условиям освоения образовательной программы,
система аттестации педагогов. А также механизмы и процедура аттестации, система аттестации выпускников, механизмы фиксации,
пакет выпускника, модель результатов.
В ходе работы экспертной группы выступили: Е.А.Грушанская, директор Центра информатизации и
оценки качества образования и С.В.Горохов, эксперт инновационной образовательной сети «Эврика».
Одним из ключевых моментов выступления С.В.Горохова относительно структуры образовательной программы
является то, что образовательная программа должна соответствовать возрасту ребенка. В структуре образовательной программы
должны присутствовать разные виды деятельности. В идеале, отметил лектор, учитель может выбирать себе вид деятельности.
В выступлении было также отмечено, что сейчас в школах нет пространства для индивидуальной работы учащихся.
Е.А.Грушанская представила доклад «Новая система оценки качества образования. По текущим
итогам реализации регионального комплексного проекта модернизации образования». Она отметила, что основная цель РСКО
– создание эффективной региональной системы получения и распространения достоверной информации о состоянии качества
образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Обсуждены наиболее значимые проблемы, с которыми региону приходится сталкиваться в ходе реализации
КПМО по повышению качества образования. Во-первых, отсутствие стандартов нового поколения, фиксирующих представления о требованиях
к результатам образования. Во-вторых, отсутствие федерального Положения о центре качества образования. В-третьих, отсутствие
инструментария оценки универсальных компетентностей обучающихся. В-четвертых, неготовность участия гражданских институтов
в формировании стандартов качества. В-пятых, настороженное отношение педагогов к внедрению новых подходов к оценке качества
работы в ходе аттестации. До настоящего времени главнейшей проблемой остается отсутствие института общественных экспертов.
На заседании экспертной группы были обозначены требования к структуре образовательной
программы: учет психологического возраста учащихся; фиксация в программе различных типов деятельности (по ступеням); наличие
перечня различных типов образовательных занятий (помимо уроков); наличие учебно-методического комплекса; нелинейное
расписание.
Также были сформулированы требования к результатам освоения образовательной программы:
сохранность здоровья учащегося; аттестация индивидуальных достижений ребенка.
Информационно-аналитическая группа С.А.Горошко, А.П.Шумарина, А.К.Калинин
|