5 ноября 2008 года в рамках проектного семинара «Формирование государственного стандарта
общего образования с использованием опыта реализации КПМО» выступил ректор Института проблем образовательной политики
«Эврика» Александр Изотович Адамский.
Александр Изотович отметит, что сегодня инновационная экономика и общественное развитие формируют
новые требования к системе общего и профессионального образования. Ключевой задачей современного этапа развития образования
является выход на современное представление о качестве общего и профессионального образования. Необходимо определить, чем
отличается новое качество от вчерашнего, проанализировать, почему система в ее нынешнем состоянии не может дать это качество)
и построить современную модель и систему мероприятий, в результате которых система выйдет на уровень современного качества.
Лектор отметил, что в современных условиях развития образования важно понять: каков тип учителя,
которого мы сейчас выдвигаем на передний план и поддерживаем материально, какое представление о качестве образования он несет.
Александр Изотович подчеркнул, что в связи с введением новой системы оплаты труда важно понимать,
что структурой базовой части ФОТ должны быть предусмотрены все виды деятельности учителя. Идеальный вариант – когда
из базовой части ФОТ и компенсационных выплат учителю оплачиваются все виды деятельности, весь объем выполненной работы без
учета «хорошо» или «плохо». А из стимулирующей части - оплата того, как это сделано, то есть –
оплата за результат.
От того, что мы возьмем за результат, по мнению автора, будет зависеть эффективность оплаты
труда. Например, в общем образовании: если мы хотим, чтобы результатом работы был компетентностный подход к развитию ребенка,
то должны быть оплачены и исследовательские, и проектные и творческие виды деятельности учителя.
А.И.Адамский отметил, что ресурсным обеспечением изменяющегося качества образования является
формирование инновационного поведения у граждан. Качество образования возникает в образовательном процессе в результате
моделирования тех отношений, которые складываются вне образовательного учреждения. Если нет такой связи, то формально результат
обучения и развития может быть высоким, а качество образования в таком случае будет низким.
Лектор провел параллель между развитием экономики и образования: 50 лет назад экономика
была нацелена на массовое производство. В настоящее время появляется необходимость сочетания массового производства
и удовлетворения индивидуальных запросов потребителей. Отвечает ли принципу индивидуализации образовательный процесс? На современном
этапе развития образования - ориентация на индивидуальное образование: формирование индивидуальной активности, способности
к индивидуальному проявлению творческих возможностей.
А.И.Адамский поставил перед аудиторией ряд проблем: можем ли мы формализовать индивидуализированное
образование как фактор качества? Если «да», то это должно быть отражено и в базовой части ФОТ и в стимулирующей
части как результат. Как определить этот результат? – Это построение институциональных условий для индивидуализации.
Александ Изотович подчеркнул, что в настоящее время появляются новые требования к результатам
образования и к образовательному процессу. Важнейшим из них является запрос на массовость креативных компетентностей, которые
до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.
Если креативность - результат образования, то возникает ряд вопросов и ТЗ: ·
какие виды деятельности сюда относятся; · как их разместить в занятия; ·
как составить расписание; · как оценить; ·
как за это платить и др.
Автор задает вопрос: если мы хотим развить какую-то способность у ребенка, должен ли учитель
обладать этой способностью? Если «да» - это надо закладывать в аттестацию учителя.
Другим новым требованием, считает Адамский А.И., является акцент на необходимость образования
в течение жизни. Должна происходить индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора образовательных услуг
формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек - для
себя самого.
Александ Изотович коснулся темы инноваций в образовании. Сегодня необходима институализация
инновационности. Как инновацию включить в существующую систему отношений, ведь любая норма не отменяет существующую.
Как совместить традиционное и новое – это ТЗ. Поиск механизмов совмещения – это ТЗ. В данном случае результатом
образования становится не только само нововведение, инновация, но и поиск возможности соотнесения инноваций к существующим
нормам.
Информационно-аналитическая группа, С.А.Горошко
|