Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция А.И.Адамского «Изменение представлений о качестве в образовании и формирование стандарта нового поколения»




Презентация лекции А.И.Адамского 

5 ноября 2008 года в рамках проектного семинара «Формирование государственного стандарта общего образования с использованием опыта реализации КПМО» выступил ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Изотович Адамский.

 

Александр Изотович отметит, что сегодня инновационная экономика и общественное развитие формируют новые требования к системе общего и профессионального образования. Ключевой задачей современного этапа развития образования является выход на современное представление о качестве общего и профессионального образования. Необходимо определить, чем отличается новое качество от вчерашнего, проанализировать, почему система в ее нынешнем состоянии не может дать это качество) и построить современную модель и  систему мероприятий, в результате которых система выйдет на уровень современного качества.

 

Лектор отметил, что в современных условиях развития образования важно понять: каков тип учителя, которого мы сейчас выдвигаем на передний план и поддерживаем материально, какое представление о качестве образования он несет.

 

Александр Изотович подчеркнул, что в связи с введением новой системы оплаты труда важно понимать, что структурой базовой части ФОТ должны быть предусмотрены все виды деятельности учителя. Идеальный вариант – когда из базовой части ФОТ и компенсационных выплат учителю оплачиваются все виды деятельности, весь объем выполненной работы без учета «хорошо» или «плохо». А из стимулирующей части -  оплата того, как это сделано, то есть – оплата за результат.

 

От того, что мы возьмем за результат, по мнению автора, будет зависеть эффективность оплаты труда. Например, в общем образовании: если мы хотим, чтобы результатом работы был компетентностный подход к развитию ребенка, то должны быть оплачены и исследовательские, и проектные и творческие виды деятельности учителя.

 

А.И.Адамский отметил, что ресурсным обеспечением изменяющегося качества образования является формирование инновационного поведения у граждан.  Качество образования возникает в образовательном процессе в результате моделирования тех отношений, которые складываются вне образовательного учреждения. Если нет такой связи, то формально результат обучения и развития может быть высоким, а качество образования в таком случае будет низким.

 

Лектор провел параллель  между развитием экономики и образования: 50 лет назад экономика была нацелена на массовое производство. В настоящее время появляется необходимость  сочетания массового производства и удовлетворения индивидуальных запросов потребителей. Отвечает ли принципу индивидуализации образовательный процесс? На современном этапе развития образования - ориентация на индивидуальное образование: формирование индивидуальной активности, способности к индивидуальному проявлению творческих возможностей.

 

А.И.Адамский поставил перед аудиторией ряд проблем: можем ли мы формализовать индивидуализированное образование как фактор качества? Если «да», то это должно быть отражено и в базовой  части  ФОТ и в стимулирующей части как результат. Как определить этот  результат? – Это построение институциональных условий для индивидуализации.

 

Александ Изотович подчеркнул, что в настоящее время появляются новые требования к результатам образования и к образовательному процессу. Важнейшим из них является запрос на массовость креативных компетентностей, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.

 

Если креативность - результат образования, то возникает ряд вопросов и ТЗ:
·         какие виды деятельности сюда относятся;
·         как их разместить в занятия;
·         как составить расписание;
·         как оценить;
·         как за это платить и др.

 

Автор задает  вопрос: если мы хотим развить какую-то способность у ребенка, должен ли учитель обладать этой способностью? Если «да» - это надо закладывать в аттестацию учителя.

 

Другим новым требованием, считает Адамский А.И., является акцент на необходимость образования в течение жизни. Должна происходить индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек -  для себя самого.

 

Александ Изотович коснулся темы инноваций в образовании. Сегодня необходима  институализация инновационности. Как инновацию включить в существующую систему отношений, ведь любая норма не  отменяет существующую. Как совместить традиционное и новое – это ТЗ. Поиск механизмов совмещения – это ТЗ. В данном случае результатом образования становится не только само нововведение, инновация, но и поиск возможности соотнесения инноваций к существующим нормам.

 

Информационно-аналитическая группа,
С.А.Горошко


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100