Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа "Требования к условиям реализации и результативности образовательной программы" (координатор В.Ф.Солдатов)




Группы по обсуждению разделов макета ФГОС, посвященных, соответственно, требованиям к условиям реализации основных образовательных  программ (раздел 5) и требованиям к результатам освоения основных образовательных программ (раздел 4) работали в режиме формулирования конкретных замечаний и предложений по текстам этих разделов, которые демонстрировались на большом экране.

 

При обсуждении условий реализации ООП участники работы предложили вынести подраздел 5.1., посвященный фактически требованиям к образовательной программе и программно-методическому обеспечению, в раздел макета, характеризующий именно программу. Обоснование такого предложения вытекало из следующей логики: качество образования мыслится как качество результатов, качество процесса и качество условий. И программа с основными требованиями к ней, включая требования к структуре ООП, по сути, дублирующие соответствующий фрагмент макета) является главным фактором, определяющим содержание ПРОЦЕССА и должна быть вынесена за рамки УСЛОВИЙ. В ином случае не удается развести процесс, реализующий программу и условия этого процесса (кадровые, материально-технические и иные).

 

Участники обсуждения поставили под сомнение позицию об обязательном ежегодном обновлении ООП школы, полагая, что это может быть скорее рекомендацией. чем жестким императивным требованием.


При этом факторы, обозначенные в том же пункте (5.1.1.), служащие основаниями для обновления программ, при ближайшем рассмотрении таковыми не являются (информирование общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях) или выходят за рамки компетенции образовательного учреждения (разработка объективных процедур оценки уровня предметных знаний и умений обучающихся и ключевых компетентностей выпускников)или носят слишком общий характер (обеспечение компетентности педагогического состава).


Пункт 5.1.2. "При разработке  основных образовательных программ должны быть определены возможности  образовательного учреждения в формировании компетентностей выпускников. Образовательное учреждение обязано сформировать образовательную среду, создать условия, необходимые  для  развития личности" обсуждающие увидели как внутренне противоречивый - с одной стороны (и это верно) учреждение оценивает свои возможности в формировании компетентностей (а они у всех школ весьма различны), с другой - обязано создать необходимые условия. А если имеющиеся выявленные возможности недостаточны для решения задачи?

 

Разумно ориентируя школы на применение современных образовательных технологий, текст макета дает достаточно случайный набор таковых. Поскольку дать исчерпывающий список вряд ли реально, надо найти иную форму раскрытия данного предписания. 

 

Требование "Любая технология должна иметь определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала" участники группы предлагают отнести к не к самим технологиям, а к их применению в реальных ситуациях образовательного процесса.

 

Примеры технологий, рекомендуемых для ступеней школы, производят впечатление явно недостаточного и фрагментарного набора, что вряд ли поможет им сыграть роль надежного ориентира для учреждений, определяющих свою образовательную стратегию. 

 

Ряд замечаний при обсуждении касались необходимости более полного раскрытия ключевых понятий макета и последовательного их использования, особенно - при использовании терминов, не получивших общепринятых толкований (например, различения Урока и Занятия).

 

Были замечания относительно более точной стилистики текста в целом. Во многих случаях макет стандарта дает информацию констатирующего, если не просветительского характера, что вряд ли уместно. А когда психологически читатель ожидает конкретного раскрытия неких предписаний, оно не приводится. Это, кстати, явилось основным замечанием к раскрытию раздела о требованиях к результатам.

 

По-видимому, есть необходимость продумать некое множество текстов, раскрывающих новый стандарт в его понимании авторской группой - тексты, обосновывающие основные положения стандарта (включая пространные фрагменты с экскурсами в возрастную психологию), тексты, способствующие реализации главных положений стандарта (подстандартные документы) и собственно стандарт, в котором вполне могут сохраниться предлагаемые авторами степени свободы для образовательных учреждений, но и должна быть необходимая мера определенности, однозначности  и ясности предложений, в том числе - и в части допустимых отклонений.

 

Подробное раскрытие условий, связанных с новой системой оплаты труда и нормативным финансированием как важными новациями, вносимыми КПМО, было понятно участникам обсуждения, также реализующим эти позиции, но показалось более детальным, чем необходимо в данном тексте.

 

Важным выводом, который сделали для себя участники семинара, стал вывод о необходимости форсировать разработку и согласование на региональном уровне требований к формату образовательной программы с учетом предстоящего принятия ФГОС нового поколения. Ясно, что обсуждения, в том числе - на сайте проекта, должны быть продолжены.

 

Информационно-аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100