18 ноября 2008 года в рамках проекта Комплексного проекта модернизации образования Институт
проблем образовательной политики «Эврика» провел экспертно-аналитический семинар по теме «Формирование
государственного стандарта общего образования с использованием опыта реализации КПМО» Семинар прошел на базе Янтиковской
средней общеобразовательной школе с. Янтиково Янтиковского района Чувашской Республики.
На заседании группы по направлению «Роль государственно-общественного управления в условиях
формирования стандартов нового поколения» выступила С.В. Димитриева, заведующая центра аттестации и реализации
нацпроектов ГОУ «Чувашский республиканский институт образования», которая ознакомила присутствующих с общими тенденциями
развития образования Российской Федерации до 2020 года в свете Послания Президента Российской Федерации Д.М.Медведева к Государственной
Думе РФ, ознакомила с основными тезисами макета Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
(ФГОСОО). Особый упор был сделан на образовательную программу образовательного учреждения - комплексный документ, фиксирующий
согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения;
основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение
заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения. В ходе работы обсуждались требования к структуре,
условиям и результативности образовательной программы, системе оценки качества образования.
Было акцентировано внимание слушателей на роль органов государственного общественного управления
(ГОУ). Органы ГОУ: • Наделены правом участия в распределении стимулирующей части ФОТ учителям; • Правом
грамотно и ответственно участвовать в разработке образовательной программы школы и других локальных актов, регламентирующих
применение такого права.
Типичные проблемы, приводящие в зону риска: • Недооценка важности подготовки общественных
управляющих; • Недооценка роли образовательной программы школы; • Недооценка роли публичного доклада
директора школы; • Недооценка роли СМИ в расширении общественного участия; • Недооценка полноты
нормативно-правовой базы
Направления деятельности органов ГОУ: • Проведение общественной экспертизы качества
образования в образовательных учреждениях; • Участие в разработке образовательной программы школы и других локальных
актов; • Формирование общественного заказа на формирование дополнительных образовательных программ; • Формирование
школьной системы оценки качества образования; • Участие в подготовке публичной отчетности.
Органы ГОУ Чувашской Республики активно сотрудничают с образовательными учреждениями, органами
управления образованием и в курсе новых веяний, происходящих в образовании (г. Шумерля, г. Новочебоксарск, г. Канаш)
Отмечены перспективные направления: развитие новой системы оценки качества образования
в начальной, основной и средней школе, развитие индивидуализации обучения; прозрачность и открытость системы образования.
Стандарт дает возможность расширения функций учителя: IT-учителя, сетевые учителя, тьюторство
(примеры в Урмарском, Козловском, Красночетайском районах, г. Шумерля).
Сасакина И.В., главный специалист – эксперт отдела образования администрации города Шумерля:
Предлагаемый вариант, при условии его точного выполнения, несомненно, будет прогрессивным. Мы поддерживаем. В школах города
Шумерля уже есть опыт работы в предлагаемых условиях.
Волчкова А.В., зам.начальника отдела образования Цивильского района: Поддерживаю. У нас
имеется позитивный опыт выработки индивидуальных образовательных траекторий в рамках профильного обучения и это созвучно предлагаемому
стандарту.
Арзамасова В.А., директор Тюрлеминской СОШ: честно говоря, не очень нравится профильное обучение,
интереснее для учащихся старших классов обучение по индивидуальной программе (из опыта стажировки в г. Москва). Для села это
реально и очень перспективно. Мы будем внедрять.
Павлова Т.В., зав. ИМЦ отдела образования Урмарского района: Заинтересовала безоценочная
система обучения в начальных классах.
Новые стандарты предполагают более глубокое участие общественности в развитии системы образования.
А это в свою очередь приведет к публичности образования, что обуславливает более ответственное отношение работников образования
к своей работе.
Информационно-аналитическая группа А.Н. Эндюськина
|