Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа "Изменение представлений о качестве образования и формирование ГОС" (координатор С.В.Горохов)




18 ноября 2008 года в рамках экспертно-аналитического семинара «Формирование государственного стандарта общего образования с использованием опыта реализации КПМО» в Муниципальном образовательном учреждении Янтиковская СОШ Янтиковского района Чувашской Республики, состоялась работа круглого стола «Изменение представлений о качестве в образовании и формирование стандарта нового поколения». Координатором данного мероприятия выступил Горохов Сергей Владимирович, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика» (г. Москва).

 

В рамках круглого стола обсуждались:
- необходимость внесения конкретных предложений в государственные стандарты нового поколения;
- содержание методологии нового стандарта, требования в образовательных программам, к условиям реализации ОП;
- требования к структуре ОП (цели и задачи, решение которых необходимо решать на разных ступенях обучения, каковы должны быть виды деятельности учащихся и типы занятий для реализации этих видов деятельности);
- требования к результатам освоения ОП.

 

Основная проблематика обсуждения строилась на обсуждении требований к результатам, условиям и структуре образовательной программы учреждения и необходимости изменения отношений к образовательной программе со стороны педагогического сообщества, учеников и социума а так же принципиально новые подходы к организации системы аттестации педагогов и подготовки новых КИМов с учетом принципиально новых подходов к представлению о качестве в образовании.

 

Гороховым С.В. были выдвинуты в качестве проблем для обсуждения:
- принятие нового ФГОС, соответствующего современным вызовам, ожиданиям со стороны государства, общества, семьи, бизнеса;
- изменение компетенции и компетентности педагога;
- создание и применение новых КИМов.

 

В ходе дискуссии были рассмотрены два варианта образовательных стандартов. Первый вариант, предложенный РАО и основанный на минимальных требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Второй вариант, представленный Институтом проблем образовательной политики «Эврика», - стандарт «возможностей» - имеет формат макета, с возможным наполнением самим образовательным учреждением и направлен на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика.

 

В ходе работы были обозначены риски внедрения новых образовательных стандартов: соответствие финансовых механизмов и внедрение НСОТ требованиям новых ФГОС, критериальная база освоения стандарта, согласование образовательных программ разных видов школ, необходимость изменений норм и требований СанПИНов и др.

 

В работе круглого стола приняли участие различные группы педагогического сообщества и вопросы рассматривались с позиции руководителя образовательного учреждения, педагога, руководителя региональной или муниципальной системы образования, с позиции представителей института повышения квалификации и пр.

 

Активными участниками работы круглого стола были руководители общеобразовательных учреждений.

 

Директором МОУ Гимназия № 5 г. Чебоксары Инной Владиславовной Исаевой была высказана позиция, что стандарт нового поколения должен быть ориентирован на заказчика (родителей и детей). В качестве риска был выдвинут аргумент, что образовательные учреждения, которые уже перешли на нормативно – подушевое финансирование и НСОТ выстроили свое индивидуальное образовательное пространство, могут остаться в одиночестве. Как введение стандарта скажется на инновационном образовательном движении?»

 

Директором МОУ СОШ № 40 г. Чебоксары Ириной Михайловной Яшиной были выдвинуты вопросы «С какого года планируется введение стандарта нового поколения и каким будет финансирование? Какова будет политики региональных властей?». Эти вопросы вызвали активную дискуссию участников круглого стола.

 

В ходе дискуссии и обсуждения вопросов участники круглого стола сошлись в том, что макет стандарта нового поколения Института проблем образовательной политики «Эврика» необходим инновационным школам, а в Чувашии их большинство. Он вариабелен, и образовательный процесс, выстроенный с учетом этого стандарта, сможет наиболее полно соответствовать современным вызовам, ожиданиям со стороны государства, общества, семьи, бизнеса.

 

Итог дискуссии подвела проректор ГОУ «Чувашский государственный институт образования» (ЧРИО) Казакова Елизавета Васильевна: «Макет образовательных стандартов нового поколения Института проблем образовательной политики «Эврика» по сравнению с макетом РАО больше отвечает основным пунктам Послания Президента РФ. На круглый стол не зря собрались специалисты всех уровней, ибо стандарт обсуждается на местах и есть необходимость обсудить мнения большего количества педагогической общественности. Учитывая, что Чувашия как регион участвует во многих проектах, и в инновационном плане наработано очень много, необходимо чтобы в регионе были разработаны новые проекты и гранты. Чтобы в муниципалитетах активизировалась работа по разработке КИМов для оценки профессиональной компетенции педагогов, по разработке образовательных программ, созданию условий в образовательных учреждениях для того, чтобы добиться качественного образования независимо от того, какие будут приняты стандарты».

 

В завершении заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Валерий Викторович Устяк высказал мнение о том, что различных макетах государственных стандартов нового поколения есть и плюсы, и явные риски. Главное, видеть эти риски, чтобы их решение способствовало принятию верных и выверенных управленческих решений для инновационного развития образования в регионе. И как любая перестройка, введение новых стандартов потребует слаженной работы всего педагогического сообщества, и четких просчетов в финансовой, правовой и нормативной сферах.

 

Вопросы, обсуждаемые в рамках круглого стола вызвали большой интерес аудитории, участники активно обсуждали как образовательные стандарты, так и другие проблемы современного образования. Участники рабочей группы единодушно выразили необходимость и полезность организации индивидуальных проектов модернизации системы образования. Наиболее приоритетным направлениями были предложены вопросы, связанные с составлением нелинейного расписания, критериальной базой оценивания успешности ребенка, созданием условий для творческой продуктивной деятельности ребенка на разных ступенях обучения и др.

 

Информационно-аналитическая группа
Ж.В.Мурзина, директор центра мониторинга и развития образования УО администрации г.Чебоксары


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100