Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Эврика-Авангард (архив)> Форум «Модернизация образования»> Панельная дискуссия №1: «Финансовый норматив и качество образования»

Панельная дискуссия №1: «Финансовый норматив и качество образования»




Сообщение Ирины Абанкиной 

Открыла панельную дискуссию Ирина Абанкина – заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ с сообщением о новом порядке финансирования образовательных учреждений. На сегодняшний день происходит финансирование образовательных услуг, которые оказывает учреждение. И для бюджетного и для автономного учреждения учредитель определяет занятие, за выполнение которого поступают денежные средства. В задании указываются все нюансы выполнения образовательной услуги, начиная с ее наименования, категории потребителя и заканчивая показателями качества ее реализации.
Какова разница между бюджетным и автономным образовательным учреждением. Бюджетное учреждение получает деньги по смете, автономное – несколькими субсидиями. Существуют субсидии на выравнивание, которые позволяют соблюдать принцип того, что финансовое положение не должно ухудшиться. Следующий вид субсидий на содержание имущества и налогов образовательного учреждения переданного автономному образовательному учреждению. Процедура такова: в автономных образовательных учреждениях определяются программы развития, эти программы утверждаются учредителем и финансирование происходит именно на реализацию образовательной программы.

Переход в автономию – явное преимущество, поскольку все составляющие, которые будут включены в программу развития, соответственно будут профинансированы. В этой ситуации включаются механизмы оценки деятельности любого учреждения в соответствии с заданием, для ее осуществления должны быть предусмотрены параметры оценки качества. В негосударственном секторе также возможно получение бюджетных средств, но распределяются они уже не по заданию, а конкурсу.

Несомненно, преимуществ у автономных образовательных учреждений в плане финансовой свободы значительно больше. Вместе с тем, по прогнозам, к 2009 году не более 10% образовательных учреждений перейдет в новый организационно-правовой статус. Однако и тем, и другим образовательным учреждениям придется работать в новых условиях. Финансовые потоки должны осуществляться по предельно прозрачным и понятным схемам. В таких условиях новая система оплаты труда и нормативное подушевое финансирование начинает играть реальную роль для качества образования. Важно, чтобы у всех субъектов образовательной политики возникало стремление к позитивным изменениям в сфере образования. Со стороны финансистов, по словам Ирины Абанкиной, уже сделано многое для развития образования. На сегодняшний день имеются достаточно отработанные механизмы, важно только правильно воспользоваться ими.

Выступление Натальи Шерри

Продолжила дискуссию на тему взаимосвязи финансового норматива и качества образования, министр образования Калининградской области Наталья Шерри. Следует отметить, что Калининградская область является единственным регионом, в котором общий норматив финансирования всех образовательных учреждений. Дополнительные средства распределяются между образовательными учреждениями на конкурсной основе, за высокие достижения в сфере образования и за взятые обязательства по их увеличению.

По словам Натальи Шерри, министерство образования региона до начала реформы определило для себя, как базовую, задачу введения механизмов, создающих конкурентную среду в сфере образования. По ее мнению, для успешной реализации поставленных в комплексном проекте целей, необходимо чтобы школы начали конкурировать между собой. В ситуации, когда начинается борьба за ученика, в след за которым в школу могут прийти деньги, школы становятся заинтересованными в улучшении качества предоставляемой ими образовательной услуги.  Еще один постулат, который был принят региональным министерством, фиксирует то, что норматив для разных образовательных учреждений должен быть единым. Стоит внести ремарку относительно сельских школ, которые в создавшихся условиях явно проигрывают городским, но вместе с тем играют не менее важную роль: для данной категории школ в Калининградской области были введены временные коэффициенты, с тенденцией к понижению. В таком щадящем режиме у школы появляется возможность доказать свои высокие достижения в плане образования, повысить их и тем самым сохранить высокий уровень финансирования.

Следующий тезис, который был зафиксирован Натальей Шерри, свидетельствует о том, что в Калининградской области ни одна школа не может получить дополнительные деньги, если она не становится победителем конкурс. В рамках комплексного проекта были введены конкурсы для образовательных учреждений по всем направлениям. У лучших школ появилась возможность привлекать дополнительные средства, педагоги стали стремиться к улучшению качества собственной деятельности.

В качестве эффектов такого рода изменений, можно зафиксировать колоссальный рост управленческих кадров. Для того, чтобы зарабатывать хорошие деньги, директор обязан самосовершенствоваться, становиться грамотным менеджером, управлять в проектном режиме деятельностью своего образовательного учреждения.

До введения обозначенных финансовых механизмов, проектной командой Калининградской области были сформулированы определенные риски. Ключевой из них связан с психологической готовностью работников образования к проводимым реформам. Однако существенного социального напряжения удалось избежать за счет постоянных переговоров с педагогической общественности и директорами образовательных учреждений, а также за счет грамотного позиционирования предстоящих изменений в средствах массовой информации.

Выступление Ефима Рачевского

В своем выступлении директор ГОУ Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский обозначил те вопросы, которые в данной теме вызывают смущение. Первый и ключевой вопрос связан с механизмами оценки качества образования. Если в современной ситуации финансирование тесным образом увязано с качеством, то важно понимать, по каким критериям это качество оценивать. Понятно, что результаты ЕГЭ и сумма отметок – это не единственные показатели эффективности реализации образовательных программ в школах. Качество образования, по мнению выступающего, лежит за пределами математических знаний, или умений решать задачи по физике. Основная функция школы – улучшить качество жизни своих учеников и учителей. 

Сам Ефим Рачевский одним из критериев оценки качества образования в собственной школе считает показатели по количеству пьющих семей. Если на сегодняшний день их осталось менее 1%, то это свидетельство того, что школа работает качественно.

Рассуждая о проблемах современной школы, нельзя рассматривать ее без учета общемировой социально-экономической ситуации. В условиях мирового кризиса, школа остается достаточно стабильным местом работы. Педагоги, которые когда-то променяли профессию учителя на работу, например, в банке сегодня вновь не против оказаться в школе. Однако и в школе не все так гладко, как хотелось бы. По словам директора ГОУ Центра образования № 548 «Царицыно», заработная плата педагогов должна расти, однако увеличение фонда оплаты труда происходит не повсеместно. Не у всех директоров образовательных учреждений менеджерские навыки. Известно, что во многих школах есть категория педагогов, без которых школа может обойтись. Навыки работы с такими учителями имеются далеко не у всех. Кроме этого, важно суметь грамотно распределить фонд оплаты труда на управленческий и педагогический персонал, пересмотреть структура базовой части и так далее.

Резюмируя сове выступление, господин Рачевский заметил, что ключевая задача сегодняшнего дня связана с формирование управленческой культуры работы в конкурентной среде.

Выступление Феодосии Габышевой

О связи нормативного финансирования и дуального образования рассказала Феодосия Габышева – министр образования и науки Республики Саха (Якутия). Свое выступление она начала с тезиса о том, что нормативное подушевое финансирование должно учитывать не только аудиторную нагрузку. Для того, чтобы финансовые схемы работали более эффективно, необходимо включать в норматив и неаудиторную нагрузку детей. Это важно учитывать при организации дуального образования, которое предполагает совмещение школьного образования и обучения на производстве. Как в условиях нормативного финансирования такой вид образования сохранять и поддерживать?

Помимо этого, по словам Феодосии Габышевой важность определения норматива связана с зафиксированными в послании президента задачами, которые предполагают и поддержку талантливой молодежи, и изменение ситуации с ветхими школами, и другое.

Профессор Виктор Васильев предложил разобраться, что является определяющим: качество образования или норматив. За счет увеличения качества образования происходит увеличение норматива, или же увеличение норматива делает возможным увеличение качества? По его словам, вся система финансирования является продуманной системой, строится на определенных канонах. В то время, как качество образования – становящееся понятие, в настоящий момент оно не определено и расплывчато в формулировках.

По словам Александра Адамского – ректора Института проблем образовательной политики «Эврика», финансовый норматив выделяется на реализацию государственного образовательного стандарта. Поскольку новый стандарт не разработан, как правило, это все сводится к базовому учебному плану. Проблематика дискуссии – связь норматива с требованиями к образовательным программам, которые должны быть зафиксированы в стандарте. Какие требования к реализации будут заложены, так и должно определяться качество и рассчитываться норматив.

Наталья Шерри считает, что разрывать взаимосвязь норматива и качества нельзя. В первую очередь необходимо решить проблему заинтересованности школьника в обучении. Новая система образования дает возможность выйти на качество и тем самым решить обозначенную проблему. 

Валентина Сажина


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100