Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дискуссионная площадка «Тьюторство» (координатор Т.М.Ковалева)




Одна из дискуссионных площадок форума была посвящена тьюторству. Ключевой фигурой здесь стала доктор педагогических наук, президент Тьюторской ассоциации Татьяна Михайловна Ковалева.

Из ее лекции присутствовавшие узнали много интересного.

Например, о том, что должность тьютора была изобретена в XII веке, сначала в Оксфорде, затем в Кембридже. И возникла не случайно, а в связке «профессор-ассистент-тьютор». В обязанности профессора классического университета не входит забота о том, понимают его или нет: обучение – это передача знаний. Ассистент профессора помогает разобраться с учебной проблемой, но ведь и этого мало, если говорить о хорошем образовании. Тут-то и возникает потребность в тьюторе (в переводе с английского – наставник), задачей которого становится непосредственная работа с индивидуальной образовательной программой каждого студента.

Именно индивидуальная образовательная программа требует тьюторского сопровождения.

Почему на эту роль не может претендовать даже самый хороший классный руководитель? Потому что он работает с классом, а тьютор – индивидуально.

В общем, тьютор – это отдельная педагогическая позиция, педагог, который работает непосредственно с детьми. Это индивидуальная работа с отдельной личностью в смысле обсуждения культуры будущего этой самой личности.

И потому, если с обучением все достаточно ясно, во всяком случае, его не надо мотивировать (у учителя есть ученики, и их нужно учить), то в тьюторстве этой мотивации нет, и сами технологии работы – небанальные и тонкие.

Сегодня уже никто не сомневается в том, что дети, и маленькие, и большие, нуждаются в индивидуальном подходе. И у тьютора в этом смысле есть место в образовательном учреждении любого уровня – и в детском саду, и в школе, и в вузе.

Потому что у тьютора с любым ребенком всегда отыщется область взаимодействия. В начальной школе у ребенка есть стихийный познавательный интерес, и программа сопровождения этого интереса может строиться на том, где его реализовать – какие посетить места в городе, где можно узнать про этот интерес и так далее… Подросткам ближе проектирование, им хочется что-то придумать, сделать самим – и в этой ситуации тьютор сопровождает проектную деятельность. Область взаимодействия со старшеклассниками – это предпрофессиональное самоопределение, цели и предпочтения в жизни.

В открытом образовании есть несколько принципов. Один из них – принцип открытости и вариативности. Чем вариативность отличается от открытости? Вариативность – выбор из предложенных вариантов. Чем их больше, тем лучше, но вариативность в открытость не переходит. Открытость – когда исходят из интересов и предпочтений ребенка и потом эти предпочтения обустраиваются командой педагогов. Вопрос в том, кто держит границы выбора. Если педагог – это вариативность, если ребенок – это открытость.

Философия профессии

При том что отношение к учителю у каждого свое, выделить общие черты этой профессии можно без затруднений. Представить себе «среднестатистического» тьютора обывателю пока сложнее. А для Татьяны Ковалевой нарисовать портрет тьютора было несложно:

– Если говорить об образе тьютора, то это человек, который больше слушает. Больше думает. Для него важно не говорить, а молчать, понимать.

В отличие от учителя тьютор помогает сориентироваться в предметной культуре. Он – философ предмета, он понимает область предмета – загадки, научные школы и так далее. У него должны быть очень глубокие знания, чтобы можно было выходить на уровень философии, методологии науки.

И поэтому тьютор должен быть глубоким человеком. Потому что если ты сам по себе неглубокий человек, за технологией не спрячешься.

Представить себе, что ребенок может недолюбливать учителя, но посещать его предметы, можно (предмет нравится, а «училку» не люблю). Представить себе такую же ситуацию с тьютором практически невозможно.

Поэтому, когда мы в школах начали реализовывать тьюторскую модель, сделали так называемый Юрьев день. То есть раз в четверть ребята могли менять тьюторов, а тьюторы, соответственно, ребят. Другое дело, что сильный тьютор всегда найдет подход к каждому ребенку.

Тьютор – свободная педагогическая профессия. Он как бы никому не обязан, это скорее антропологическая позиция. Для него важно, чтобы человек сам понял больше про свой потенциал, миссию, предназначение в жизни. И для этого он помогает человеку создать такие условия, в которых тот мог бы глубже раскрыть самого себя.

Тьюторство – позиционирование оптимизма

Когда-нибудь должность тьютора в образовательном учреждении станет такой же привычной, как должность учителя. Пока же мы радуемся тому, что тьюторы отнесены к профессиональной квалификационной группе педагогических работников.

Нельзя сказать, что тьюторов в нашем образовательном пространстве совсем нет. Есть. Но мало. Поэтому важно, что, называется, создать прецедент, для начала в «продвинутых» образовательных учреждениях. К директору одной из таких школ, участнику форума и дискуссионной площадки «Тьюторство», я и обратилась за комментарием. Это директор МОУ СОШ «Школа-комплекс «Гармония» (Великий Новгород) Андрей Селиванов:

– Если исходить из того, что сказала Татьяна Михайловна, получается, что тьютор больше практик, чем теоретик. Он должен обладать определенными методиками, технологиями. Если переводить его работу в плоскость практического применения, то, на мой взгляд, тьютор вместе со студентами должен прослушать то, что сказал профессор. Но не просто прослушать, а обратить внимание, как его подопечные это усваивают. Он отслеживает ситуацию и для себя дифференцирует всех. Причем чем выше квалификация тьютора, тем проще он будет понимать аудиторию.

Если говорить о школе, то на начальной стадии, когда только «выдается» знание, тьютор может быть наблюдателем и должен быстро уяснить, как помочь ребенку наверстать упущенное. Понять, правильно ли ребенок развивается, где отстает, потому что каждый ребенок – это индивидуальная траектория развития. То есть получается, что тьютор – не столько носитель знаний, сколько носитель технологий по использованию знаний. Тьютор должен научить ребенка учиться.

Это – отдельная профессия. Это – не учитель, не психолог, не социальный педагог. Тем не менее, тьюторство начинается с педагогики.

По-моему, неплохо будет, если тьютор будет квалифицирован в каких-то областях, но не по одному предмету. И если у ребенка возникают трудности, он должен стать проводником его индивидуализации, и в этой ситуации у ребенка больше шансов найти свое место в жизни.

Сегодня школа – главный инструмент социализации в обществе. Именно школа, имеющая профессиональные кадры, может показать, что мир – спектральный, и дело ребенка – из этого спектра выбрать несколько векторов собственного развития. Учитель честно свою картинку показывает. А тьютор должен объяснить ребенку, что в мире есть все эти векторы, при этом незаметно для самого ребенка определив его траекторию развития, чтобы ребенок попробовал себя во всех возможных областях.

Если действительно произойдет обновление школы в сторону открытого образования, а я уверен, что так и будет, когда старшая школа будет больше заниматься социализацией, тем, что пригодится человеку реально в обществе, тогда тьютор на этой ступени займет свое место.

В 10–11-х классах дети должны осмысливать полученные знания. И реально эти знания увидеть в жизни. Потому что если говорить о фундаментальных науках, мы преподаем вчерашний день.

А с помощью тьютора на базе знаний должно произойти осмысление того, как все это применяется в жизни, должна определиться траектория, опять же с целью применения в жизни.

Тьютор работает так, что у ребенка должна появиться потребность в дополнительном знании. И как следствие возникнет определенный  выбор предметов.

Конечно, у тьютора работа индивидуальная, но законы общества одинаковы. Обычаи, традиции, социальные правовые нормы – все это общее. А главное, что изначально и тьютор, и учитель – педагоги. И наиболее часто применяемый набор методик, технологий тьютора – из педагогического арсенала.

И если это направление хорошо продумать и правильно применить, то работа тьютора может быть и в начальной, и в основной, и в старшей школе. Он может взять первый класс и работать с ним до выпускного. И дети будут знать: это – учитель, а это – тьютор, и к ним по разным вопросам нужно обращаться.

Конечно, начало всегда трудно, и период становления должен быть. И когда я буду выступать на родительском собрании, обязательно скажу о роли тьютора. Но должен быть какой-то промежуток времени, чтобы родители осознали необходимость этого нововведения. Будет трудно, потому что примеров нет. Ведь тьюторство – это совсем новое явление.

Но когда станет для всех очевидным, что именно тьютор должен научить, как найти свое место в жизни, эта профессия будет востребованной.

Потому что выпускнику нужен будет человек, который поможет ему трезво оценить себя и показать, в каком направлении он может достичь максимального успеха и развития. Причем без оценок «ты сделал это не так», а с прицелом – как тебе это понадобится в жизни. Ребенок должен быть уверен: даже если сегодня результат отрицательный, он завтра обязательно будет положительный. Этим позиционированием оптимизма тьюторство и привлекательно.

Татьяна ДАНИЛОВА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100