Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дискуссионная площадка «Дизайн современной школы» (координатор Е.П.Политахина)




Переживать и чувствовать архитектуру можно в любом возрасте, в любой стране, в любом городе и во все времена. Каждый прожитый вами день разворачивается в пространстве вашего дома, в здании школы, в знакомых и незнакомых интерьерах общественных зданий. Каждый момент жизни, проведенный вами в архитектурном пространстве, связан с различными чувствами, переживаниями, ощущениями и разными видами деятельности. При этом мы редко задумываемся над тем, что качества и свойства окружающей нас среды зависят во многом от нас и от наших попыток изменить и преобразовать ее динамичные, «подвижные» компоненты. Но прежде чем действовать, необходимо осмыслить и принять архитектурное пространство в круг своих интересов и рефлексии, творческих проб и исследований.

Традиции и уклад

Традиционная общеобразовательная школа, преобладающая в российской образовательной системе, базируется на предметно-урочных и оценочных подходах, транслирует знания вне личностного и деятельностного компонентов их присвоения ребенком, устанавливает авторитарный тип отношений между педагогом и учеником. Образовательный стандарт как основа содержания традиционного образования определяет и способ формирования личности учащегося, и принципы организации культурно-образовательного пространства школы. Культурный, эстетический и художественный образ, смысловое и предметное насыщение пространства традиционной школы, как правило, не являются объектом моделирования и индивидуального проектирования.

Качество культурно-образовательного пространства школы может оцениваться (описываться) как степень соответствия между архитектурно-предметной средой и процессами, в ней протекающими. В этом ракурсе традиционная предметно-урочная организация учебного процесса вписывалась в минималистическую, линейно и нормативно построенную архитектурную концепцию типовой школы.

В теории архитектуры и в современной практике реконструкции типовых школ мы получаем подтверждение следующей аксиомы. В сформированном пространстве единство между средой и процессами есть лишь кратковременный миг в их отношениях. Из этого не следует, что необходимо с достаточной частотой изменять количественно-качественные характеристики архитектурного пространства школы (размеры, геометрию, объем ячеек пространства).

Школьное пространство как пространство формирующее позволяет интерпретировать его в глубинном диапазоне культурно-исторических значений как своеобразную микромодель мира для ребенка. Системные и продуманные изменения культурно-образовательного пространства школы – задача на первый взгляд периферийная в русле традиционного образовательного процесса. Ресурсы этого процесса вряд ли рассматриваются как относящиеся к проблеме проектирования, культурной интерпретации среды. Однако предметные области, в том числе различные технологии и художественные практики, история стилевых комплексов в изобразительном искусстве, литературе предлагают учащимся «археологический» подход.

Информация о науках и культуре не становится путеводной нитью в диалоге с динамичной, разноплановой современной культурой, не отвечает на вопросы ребенка о ценностях и смыслах его привычного, иногда рутинного движения по линиям образовательных программ.

Школьная среда как совокупность стимулов

Окружающую среду, в том числе и культурную, человек воспринимает как образ, как совокупность стимулов, социокультурную реальность. Подобный подход допускает с известными ограничениями возможность рассматривать оформленную школьную среду как мегатекст или совокупность текстов, невербальных и типологически неограниченных.

Такие сложные формы культурной жизни или тексты идентифицируются, если мыслятся как ограниченное, замкнутое в себе, конечное, концептуально свернутое образование. Характеристика среды в ее текстовой оформленности уместна как описание результатов системных, содержательных проектных действий, удерживающих образ, концепцию среды и организованную совокупность объектов – носителей этого образа.

Среда школы не может приобрести статус культурной механически и даже вследствие заданности его архитектурной и проектной модели. Эти свойства среды лежат в области профессионального архитектурного проектирования и выступают для участников образовательного процесса постоянными величинами.

Среда как текст, работа с культурно-образовательным пространством как экранным (отражающим, порождающим) пространством требует формирования (наличия) у участников первичных пространственных представлений, возможности провести анализ данной среды, дать прогноз возможных направлений ее реконструкции, изменения или «оживления».

Цвет, объем, плоскость, форма, предметное наполнение могут быть отстранены от конкретного архитектурного содержания и обращены в своеобразные абстракции пространства, стать средствами изменения заданного стиля, обретающего органичное соединение в новом образе школы. Так возникает двойное опосредование одной пространственной архитектурной модели другими художественными и изобразительными средствами. В этой связи возможно обсуждение таких образных форм проектирования, как цветовой климат, информационные потоки, визуальные (психологические доминанты, интерактивные культурные, образовательные и возрастные пространства).

Примем за основание взгляд на развитие ребенка как на результат взаимодействия с окружающей его действительностью и культурой, встречающей его различными формами духовно-практической деятельности людей. В таком ракурсе модель современной школы должна обеспечивать действенное проникновение ребенка в ее среду и овладение ею посредством деятельностного познания (учебного, игрового, художественного) в формах партнерства и сотрудничества. А также взаимную открытость детского и взрослого пространства школы.

Условия и проектные задачи

Многочисленные попытки решить эту проблему посредством механической смены типа учреждения, объявления школы лицеем или гимназией, изменения реестра предметов, как правило, не затрагивает проблему создания культурно-образовательного пространства, родственного ребенку, пространства развития в одном возрасте и органичного перехода в другой. Уникальные условия возникновения новой школы должны состоять в том, что аналитическое построение модели школы совпадает с фактом реального проектирования и изменения ее архитектурного и образовательного пространства.

Базовым основанием модели любой школы может стать отношение к образовательной деятельности как к искусственно выстраиваемой, то есть проектируемой деятельности. Ее предмет – творческое преобразование пространства школы как пространства встречи людей разных поколений, социальных и профессиональных сообществ (детей, педагогов, родителей, архитекторов, художников) для формирования и развития их культурных потребностей и творческих способностей.

В качестве проектных задач школа может выстраивать следующие компоненты собственного образа:

– родственную, «открытую» для ребенка архитектурную и предметную среду, предполагающую функциональное, эмоциональное и содержательное зонирование;

– особый уклад, психологическую атмосферу, культурные события, создаваемые в соавторстве детьми, педагогами, родителями;

– знаковое и семантическое насыщение среды, формирование стиля и качества культурного пространства школы;

– создание рукотворной предметной среды, интерактивных выставочных и образовательных пространств, стимулирующих развитие ребенка в учебной и досуговой деятельности.

Незавершенность базовых компонентов школьной среды, преднамеренно ориентирующая детей на «достраивание», определяет зоны ближайшего развития художественной деятельности и особые цели педагогики искусства. Проживание и обучение ребенка в школе, основанное на соучастии ребенка в проектировании, эскизировании среды становится стержневым моментом и в содержании его художественно-практической деятельности. Поэтому именно жизнь архитектуры (смыслы, образы, архетипы, бионика), основы художественного проектирования и дизайна как содержание программ художественного развития– могут стать предметом работы творческого коллектива школы.

Для проектной команды должно быть очевидно, что проектирование среды школы не должно быть «вкусовым волюнтаризмом» взрослых, предметом необоснованных экспериментов.

Цветовой климат

Наиболее доступным способом создания визуального образа школы является ее колористическое решение. Дети гораздо больше, чем взрослые, подвластны эмоционально-образному воздействию цветовой атмосферы.

Научно обоснованное применение цвета в школьных зданиях и интерьерах является существенным фактором направленного психофизиологического воздействия на ребенка и средством его эстетического развития. При проектировании искусственной среды, среды школы, ставится не только эстетическая, но и образная, художественная задача. Любую объемно-пространственную структуру – город, здание, интерьер – можно понимать как некую живопись в пространстве. Принципы решения такого пространства подобны принципам построения колорита картины.

Даже сравнительно скромные физические масштабы типовой школы позволяют формировать ее образ, особую среду как интегрированную ценность, ее психологическое состояние, родственное познавательной и творческой активности ребенка. Именно поэтому средства формирования среды школы не могут исчерпываться средствами формальной эстетики. Особая образовательная деятельность, включающая совместную проектную и творческую деятельность детей и взрослых – единственное основание и неформальный ход в «оживлении» или системном изменении качества школьного пространства.

Особый компонент школьной жизни – это ее ритм и коммуникационные связи. Однако использование визуальных способов и каналов связи между участниками образовательного процесса – для школы явление редкое. Учебное расписание, объявления, информация для родителей преподносятся в самых тривиальных и непривлекательных формах. Простейший набор художественных материалов и доступных технических приемов, привлечение детской творческой группы к оформлению и поддержке разных каналов информации в школе – эта технология одна из самых доступных и приемлемых для первых шагов по изменению школьной среды.

Наибольший интерес, но и большую сложность представляют попытки расширения возможности визуального сопровождения образовательного процесса. Создание интерактивных образовательных пространств (игровые погружения, выставки, создание каталогов и системных дидактических материалов и многое другое) действительно требуют присутствия в школе особой творческой группы, обеспечивающей запуск и реализацию специальных дизайн-программ.

Решение такой проблемы возможно через организацию обучения ваших специалистов и педагогов в новых профессиональных позициях: разработчик образовательных дизайн-программ и дизайнер культурно-образовательного пространства школы.

Елена ПОЛИТАХИНА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100