Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дискуссионная площадка «Дуальное образование» (координатор Ф.В.Габышева)




Презентация доклада Ф.В.Габышевой 
Текст доклада Ф.В.Габышевой, министра образования Республики Саха (Якутия) 
Презентация МУ «Мирнинское районное управление образования» Республики Саха (Якутия) 

15 ноября 2008 г. в рамках экспертно-аналитического семинара «Модернизация образования» состоялась дискуссия «Дуальное образование» (координаторы – группа Республики Саха (Якутия)), в рамках которой обсуждался проект Республики Саха (Якутия) по внедрению дуального образования в общеобразовательных учреждениях региона.

 

Некоторые затруднения в организации дискуссии вызвало то, что предполагавшийся доклад министра образования Республики Саха (Якутия) Ф.В.Габышевой о дуальном образовании, который должен был предварять дискуссию и в каком-то смысле кроме всего прочего ее анонсировать. Организаторам дискуссии пришлось выходить из создавшейся ситуации, вкратце изложив основные принципы и складывающийся в республике механизм внедрения дуального образования, отталкиваясь от конкретной социально-экономической ситуации и, в первую очередь, от положения дел на рынке вакансий (как региональной, так и общероссийской). Затем участникам дискуссии авторами из районов и улусов республики был предложен  небольшой «парад» моделей, возникших в ходе реализации первого этапа регионального проекта.

 

Вызвала интерес идея Мирнинского управления образования (в сотрудничестве с Акционерной компанией  «АЛРОСА») о формировании корпоративной культуры учащейся молодежи как основы ответственного выбора будущей профессии и проектирования своей профессиональной карьеры в деятельности инновационных компаний России. Не менее интересной для участников дискуссии оказалась модель интегрированного образовательного учреждения политехнического направления: Сунтарский политехнический лицей – интернат и Сунтарский колледж.
Проблематика, связанная с трудоустройством выпускников, выразилась в (1) несоответствии структуры подготовки кадров и недостатке специальностей, отвечающих потребностям жизни; (2) недостаточной мобильности людей, отсутствии готовности к перемене места жительства; в мизерном количестве выпускников, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования. 

 

Участники дискуссии сошлись в своем мнении о том, что проблематика во многом связана:
•  с изучением рынка труда, прогнозированием ситуации, постановкой заказа;
•  с ориентацией образовательных учреждений на организацию профильных классов, нацеленных на получение специальностей начального профессионального образования.

 

Особо было подчеркнуто (и вызвало бурные дебаты), что представители бизнеса (как работодатели) готовы к денежным инвестициям в образование, но на определенных условиях. В первую очередь, речь идет о необходимости на федеральном уровне внести поправки в Закон о целевом капитале или инициировать Закон, предусматривающий льготное налогообложение или освобождение от налогов предприятий, направляющих средства на поддержку образования.

 

Это было связано с общероссийской проблемой несоответствия профессиональных стандартов, действующих в системе НПО, и требований, выдвигаемых работодателями, выливающуюся в проблему профессионализации общего образования (проблема более подробно описана в статье В.К.Бацына «Что немцу здорово или о дуальном образовании замолвите слово»).

 

Так, И.А.Кузибецкий, зам. директора Центра оценки качества (Волгоградская область), отметил, как положительное в опыте РС (Я), поиск путей из обозначенной ситуации через привлечение ресурсов работодателей к участию в образовательных программах школ.

 

Кроме того, в качестве одного из основных рисков были отмечены трудности с разработкой учебного плана и оплатой часов за профессиональную подготовку (проблема «двойного финансирования», всем знакомая по НПО). Одним из вариантов ответа на этот вопрос может стать реплика Ф.В.Габышевой на панельной дискуссии, которая состоялась сразу после дискуссии по дуальному образованию: «Образовательные учреждения для ведения профессиональной подготовки используют вариативную часть Примерного учебного плана для универсального обучения. Практическая часть осуществляется за счет внеаудиторной деятельности. В Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений большинство профессий входит в эти часы».

 

В ходе обсуждения проблематики дискуссии участники пришли к выводу, который можно выразить тезисом из доклада Ф.В.Габышевой: «Для нормального функционирования моделей дуального образования необходима разработка нормативно-правовой базы для предприятий, организаций и учреждений, реализующих программы дуального обучения, выработка общих подходов нормативного финансирования профессиональной подготовки старшеклассников в учреждениях общего образования».


Информационно-аналитическая группа,
Николай Бугаев, Юлия Янгутова, Республика САХА (Якутия)


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100