Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Эврика-Авангард (архив)> Форум «Модернизация образования»> Дискуссионная площадка «Оценка эффективности региональной системы образования»

Дискуссионная площадка «Оценка эффективности региональной системы образования» (координаторы И.Б.Шиян, В.Г.Ананьин, А.В.Буланкин, А.К.Белолуцкая, Т.Ч.Будаева)




Презентация проекта «Комплексная оценка эффективности региональной системы образования» 

15 ноября 2008 года в  рамках  Всероссийского Форума «Модернизация образования» («Институционализация инновационных механизмов модернизации образования»)  прошло заседание группы «Оценка эффективности региональной системы образования». Координаторы группы:   Игорь Богданович Шиян, Василий Геннадьевич Ананьев, Александр Викторович Буланкин, Анастасия Кирилловна Белолуцкая, Татьяна Чагдуровна Будаева. В работе группы приняли участие представители Саратовской, Самарской. Воронежской,  Калужской, Ивановской областей, Кабардино- Балкарии и Республики Бурятия.

 

На заседании группы был представлен проект «Оценка эффективности региональной системы образования», который ИОП «Эврика» начал реализовывать совместно с Республиками Бурятия, Саха (Якутия) и Саратовской областью.

 

Проект «Комплексная оценка эффективности региональной системы образования».

Цель данного проекта – создание экспертно-информационной системы мониторинга и оценки региональной системы образования по экономическим, политическим, социальным и индивидуальным показателям. ИОП «Эврика» обеспечивает техническое сопровождение, регион – ввод данных, их использование для анализа ситуации в регионе.

 

Проект – это модель построения параметров, индикаторов, закономерностей, благодаря которым можно аргументировано, подробно представить «внешнему миру» эффективность системы образования.

 

Проект – это инструмент для смены идеологии – отношения к системе образования, как к «иждивенцу». Это инструмент поиска аргументов, ресурсов, связок, показателей образования и других важных для региона социально-значимых понятий.

 

Трудно найти универсальные показатели. В каждом регионе необходимо наработать свои показатели, отражающие специфику региона.

 

Важно, чтобы в регионах был определен набор типов данных, необходимых для анализа ситуации и оценки эффективности региональной системы образования, разработаны свои параметры, свои показатели, индикаторы и связи, учитывающие специфику развития региона. На них можно опереться, чтобы определить рамку развития региона.

 

Далее – необходимо выяснить, какую цепочку можно построить на основе этих параметров, чтобы составить модель эффективности системы образования региона.

 

Участниками заседания были выявлены проблемы и риски:
-система образования отличается от других сфер тем, что результаты ее деятельности проявляются не сразу;
-  не всё зависит от образования, как, иногда, принято считать;
- надо определиться, какие параметры можно «отследить» в скоростном режиме, и в каком: краткосрочном, длительном;
-  сложно определиться, какой показатель развития региона на что конкретно влияет;
-  что можно измерить и как измерить;

Пути решения:
Сначала – Определение взаимосвязей образования с другими сферами. Затем – изучение, исследование, анализ, исключение. Причем, важно найти показатели «вне сферы образования», по которым можно было бы оценить эффективность работы системы образования.

 

Можно пойти от конца – к началу: от  конечных эффектов, которые мы хотим исследовать  – к типу данных, характеризующих этот эффект, к связкам с образованием – через некие опосредованные показатели, которые могут повлиять на этот эффект.

 

Сложность реализации проекта состоит в том, что данные должны быть формализованы, должны иметь электронную оболочку, формат «да»-«нет», %, количество. Данные не должны основываться только на статистике. Их необходимо дополнять данными, определяющими «самочувствие» населения, необходимы экспертные суждения и  их учёт. Как экспертные суждения учесть в цифрах и баллах?

 

Проект нацелен , во-первых, на то, чтобы выйти на межведомственный уровень. Понять эффекты, на которых строить систему показателей, определить показатели и индикаторы.

Проект нацелен на то, чтобы показать роль образования в регионе, его позитивное влияние на развитие региона. Помочь определить, что именно влияет и влияет ли. При этом – важна оценка «вне образования».

 

Во-вторых. На необходимость анализа процессов, происходящих в образовании, к поиску ресурсов для эффективной деятельности.

 

На заседании группы был представлен опыт Республики Бурятия по реализации этого проекта, который реализуется в Республике с сентября 2008 года.

В Республике были определены 4 группы направлений деятельности: экономико-политическое, индивидуально-социального развития, образовательное, культурно – компетентностное.

 

В Республике в настоящее время подготовлен  проект Распоряжения Правительства Республики Бурятия по созданию Межведомственной рабочей группы; определено:

- на какие данные «вне образования» опираться - подписаны Соглашения о сотрудничестве и предоставлении данных с другими ведомствами: МВД, Минэкономики, Минздрав, Минсоцзащиты, Агентством по делам семьи и детей и Агентством занятости населения;
- составлены план и программа проведения совместно с учеными Республики социологических исследований и др. Разработаны показатели и индикаторы по каждому из параметров и направлений деятельности. (файлы в папке «В Эврику»: индикаторы новые, дорожная карта, Проект);
- спланирована работа по сбору материала для формулирования и актуализации понятия «Ценность человека» с его последующим финансово-экономическим обоснованием через результативность и эффекты от программной и проектной деятельности  региональной системы общего образования Бурятии.

 

Была организована работа группы по рассмотрению, уточнению и доработке представленных представителями Республики Бурятия параметров  и индикаторов.

 

Информационно-аналитическая группа
С.А.Горошко, Ивановская область


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100