15 ноября 2008 года в рамках форума «Модернизация образования» («Институционализация
инновационных механизмов модернизации образования») в гостинице «Измайлово», корпус «Вега», зал «Вдохновение»,
состоялась работа дискуссионной площадки «Федеральный государственный образовательный стандарт» (координатор А.Б.Воронцов),
на которой обсуждались требования к результатам, условиям и структуре образовательной программы учреждения.
В ходе дискуссии были рассмотрены два варианта образовательных стандартов. Первый вариант,
принципиально не отличающийся от образовательного стандарта 2004 года, основан на минимальных требованиях к знаниям, умениям
и навыкам учащихся. Второй вариант, представленный Институтом проблем образовательной политики «Эврика», - стандарт
«возможностей» - направлен на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика.
Был сделан акцент на необходимости единообразия терминологической базы образовательного
стандарта. Предметом договоренности педагогического сообщества должны стать общие подходы к содержанию таких основополагающих
понятий, как «образовательная деятельность», «образовательная программа», «учебный план», «образовательная
область» и т.д.
Образовательная программа ОУ – предмет общего договора. Образовательный стандарт,
с точки зрения авторов, может быть рассмотрен через три «Т»: требования к структуре, к условиям и результатам.
Образовательная программа, опираясь на цель и миссию ОУ, должна быть структурирована по трем ступеням обучения, учитывать
возрастные особенности школьников, содержать перечень основных видов деятельности обучающихся и задачи, решаемые субъектами
образовательного процесса.
Главным механизмом реализации образовательной программы является учебный план, который должен
отражать соотношение между разными видами деятельности учащихся (учебной – внеучебной, аудиторной – самостоятельной)
на всех ступенях обучения. К старшей ступени должно быть также увеличено соотношение федерального и школьного компонентов
учебного плана.
В ходе дискуссии было обозначено проблемное поле (риски) внедрения новых образовательных
стандартов: критериальная база освоения стандарта, согласование образовательных программ разных видов школ, необходимость
изменений норм и требований СанПИНов и др.
Решению заявленных проблем, с точки зрения участников дискуссии, будут способствовать индивидуальные
проекты модернизации системы образования.
В заявленной в рамках дискуссионной площадки лекции А.В.Осина были определены «новые
инструменты для новых результатов образования». Автор выделил три этапа информатизации: компьютеризация, создание ЭОР
и изменение и совершенствование педагогических технологий; показал возможности системного использования открытой образовательной
мультимедиасистемы. Преимущества использования данной технологии – в расширении поля образовательного пространства,
в отсутствии содержательных технических ограничений, возможности выстраивания для учащихся индивидуальных траекторий и т.д.
Интересным стало предложение автора перенести интерактивные формы обучения на домашнее задание, увеличив общение ребенка с
учителем в классе. С изменением роли самостоятельной работы учащегося повышается эффективность реализации личностно-ориентированного
обучения и совершенствуется творчество учителя.
Заявленная в рамках дискуссии тема вызвала большой интерес аудитории, повысила активность
участников в обсуждении как образовательных стандартов, так и других проблем современного образования. Вопросы, поднятые в
ходе обсуждения, связанные с составлением нелинейного расписания, критериальной базой оценивания успешности ребенка, созданием
условий для творческой продуктивной деятельности ребенка на разных ступенях обучения и др., будут рассмотрены в рамках реализации
индивидуальных проектов участников форума.
Информационно-аналитическая группа А.В.Афонина, проректор по НИР Ивановского областного ИПК
и ППК; В.В.Медведева, проректор по УМР Ивановского областного ИПК и ППК.
|