Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Дискуссионная площадка "Федеральный ГОС" (координатор А.Б.Воронцов)

Лекция А.В.Осина "Новые инструменты для новых результатов"




15 ноября 2008 года в рамках форума «Модернизация образования» («Институционализация инновационных механизмов модернизации образования») в гостинице «Измайлово», корпус «Вега», зал «Вдохновение», состоялась работа дискуссионной площадки «Федеральный государственный образовательный стандарт» (координатор А.Б.Воронцов), на которой обсуждались требования к результатам, условиям и структуре образовательной программы учреждения.


В ходе дискуссии были рассмотрены два варианта образовательных стандартов. Первый вариант, принципиально не отличающийся от образовательного стандарта 2004 года, основан на минимальных требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Второй вариант, представленный Институтом проблем образовательной политики «Эврика», - стандарт «возможностей» - направлен на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика.


Был сделан  акцент на необходимости единообразия терминологической базы образовательного стандарта. Предметом договоренности педагогического сообщества должны стать общие подходы к содержанию таких основополагающих понятий, как «образовательная деятельность», «образовательная программа», «учебный план», «образовательная область» и т.д.


Образовательная программа ОУ – предмет общего договора. Образовательный стандарт, с точки зрения  авторов, может быть рассмотрен через три «Т»: требования к структуре, к условиям и результатам. Образовательная программа, опираясь на цель и миссию ОУ, должна быть структурирована по трем ступеням обучения, учитывать возрастные особенности школьников, содержать перечень основных видов деятельности  обучающихся и задачи, решаемые субъектами образовательного процесса.


Главным механизмом реализации образовательной программы является учебный план, который должен отражать соотношение между разными видами деятельности учащихся (учебной – внеучебной, аудиторной – самостоятельной) на всех ступенях обучения. К старшей ступени должно быть также увеличено соотношение федерального и школьного компонентов учебного плана.


В ходе дискуссии было обозначено проблемное поле  (риски) внедрения новых образовательных стандартов: критериальная база освоения стандарта, согласование образовательных программ разных видов школ, необходимость изменений норм и требований  СанПИНов и др.


Решению заявленных проблем, с точки зрения участников дискуссии, будут способствовать индивидуальные проекты модернизации системы образования.


В заявленной в рамках дискуссионной площадки лекции А.В.Осина были определены «новые инструменты для новых результатов образования». Автор выделил три этапа информатизации: компьютеризация, создание ЭОР и изменение и совершенствование педагогических технологий; показал возможности системного использования открытой образовательной мультимедиасистемы. Преимущества использования данной технологии – в расширении поля образовательного пространства, в отсутствии содержательных технических ограничений, возможности выстраивания для учащихся индивидуальных траекторий и т.д. Интересным стало предложение автора перенести интерактивные формы обучения на домашнее задание, увеличив общение ребенка с учителем в классе. С изменением роли самостоятельной работы учащегося повышается эффективность реализации личностно-ориентированного обучения и совершенствуется творчество учителя.


Заявленная в рамках дискуссии тема вызвала большой интерес аудитории, повысила активность участников в обсуждении как образовательных стандартов, так и других проблем современного образования. Вопросы, поднятые в ходе обсуждения, связанные с составлением нелинейного расписания, критериальной базой оценивания успешности ребенка, созданием условий для творческой продуктивной деятельности ребенка на разных ступенях обучения и др., будут рассмотрены в рамках реализации индивидуальных проектов участников форума.

Информационно-аналитическая группа
А.В.Афонина, проректор по НИР Ивановского областного ИПК и ППК;
В.В.Медведева, проректор по УМР Ивановского областного ИПК и ППК.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100