2. Термины, определения, обозначения, сокращения
Деятельность – мотивированное, целенаправленное и опосредствованное преобразование
людьми условий своего существования.
Учебная деятельность – систематически организованная деятельность
людей, направленная на преобразование и расширение собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных
форм.
Образовательная деятельность – складывающаяся совокупность действий людей,
направленная на культурное оформление и социализацию собственных склонностей, способностей и интересов за пределами
урочных занятий.
Образовательная программа образовательного учреждения – комплексный
документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию)
образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация
которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения.
Ступень общего образования – относительно целостный фрагмент временной
развертки образовательной программы, соотнесенный с решением главной задачи возрастного этапа развития.
Основная образовательная программа (по ступеням образования) – системно
организованное единство целей, содержания образования и условий организации образовательного процесса, фиксируемое
следующей учебно-методической документацией: учебным планом; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей); программами внеурочных видов деятельности, социальных практик; календарным учебным графиком; другими материалами,
определяющими цели, содержание и технологии образовательного процесса.
Дополнительная образовательная программа – программа, направленная на
реализацию потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) помимо деятельности в рамках основной образовательной программы
ступени.
Учебный (образовательный) план – нормативный документ, являющийся составной
частью основной образовательной программы, определяющий набор образовательных областей, видов деятельности школьников и содержащий
объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения
образовательным учреждением запланированных образовательных результатов.
Фундаментальное ядро общего образования – система базовых способов действий
и понятийных средств ведущих образовательных областей составляющих основу основных образовательных программ ступеней
общего образования.
Образовательная область – совокупность дисциплин,
курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний и умений, формирование компетентностей
и социального опыта в разных видах человеческой деятельности.
Модуль - фрагмент образовательной программы или учебной дисциплины, характеризующийся
структурно-содержательной завершенностью и относительной самостоятельностью.
Профиль – направленность основной образовательной программы на
конкретный вид человеческой деятельности.
Учебный предмет – проекция той или иной «высокой»
формы общественного сознания (науки, искусства, культуры) в пространство образования.
Элективные курсы – учебные программы на выбор
обучающихся, направленные на индивидуализацию и актуализацию учения в соответствии с их интересами и наклонностями.
Индивидуальная образовательная траектория (программа) ученика – персональный
путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, который может включать в себя: выбор обучающимся
индивидуального содержания учебной дисциплины (курса), своего стиля учения, оптимального темпа и ритма, диагностики
и оценки результатов.
Урок – организационная и содержательная единица учебного процесса
ограниченная во времени для достижения определенной цели обучения.
Занятие – гибкая организационная форма образовательного
процесса, предполагающая реализацию инициативы учащихся при поддержке педагога.
Результаты образования – проявления культурного прогрессирования
индивида, имеющие социокультурную значимость.
Предметные знания, умения и навыки – результат целенаправленных
действий обучающихся по освоению учебного предмета (дисциплины).
Компетентность – качество действий индивида, проявляющееся в адекватном
и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно ненормированного (проблемного)
характера. Компетентность не сводима к обобщенному способу действия и не может быть сформирована как навык или умение: она
формируется в результате личного опыта действия как индивидуализированная способность. Компетентность представлена
в культуре в виде прецедентов, т.е. реальных персонализированных образцов компетентного действия.
Ключевые компетентности – компетентности, которые имеют множество
сфер применения и необходимы каждому субъекту деятельности.
Социальный опыт – опыт, приобретенный субъектом в собственной
деятельности по решению социально и социокультурно значимых задач.
Тьютор – педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое
сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий.
Эксперт - человек, компетентный в некоторой области общественной практики,
т.е. обладающий опытом, позволяющим в рамках этой области выдвигать осмысленные предположения и принимать адекватные
решения относительно ситуаций ненормированного характера.
Экспертная оценка - заключение эксперта, содержащее качественную оценку
достижений учеников в тех областях образовательной деятельности, где невозможен формализованный количественный подход.
В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ОО –
общее образование; ООП - основная образовательная программа; ФГОС ОО –
федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. система комментирования CACKLE |