Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Введение

Государственный образовательный стандарт – нормативный документ,  фиксирующий обязательные базовые ориентиры деятельности  образовательной системы на определенном этапе ее существования. Содержание стандарта должно отвечать насущным задачам образования и своевременно  обновляться  по мере постановки новых задач, продиктованных теми или иными изменениями в жизнедеятельности социума.

 

Сегодня  образование России (равно как и других развитых стран) стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели,  выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем,  т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.  В свою очередь, реализация образованием указанных ориентиров  связана с изменением общего подхода к регламентации  работы образовательных институтов.

 

В решении этого вопроса принципиально возможны две стратегии.

 

Первая реализуется в существующем стандарте общего образования (2004 года). Он нацелен, во-первых, на формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений, во-вторых, на упрочение классно-урочной системы, в-третьих, на консервацию существующего методического арсенала и, в-четвертых, на консервацию существующего способа управления образовательными институтами.

 

Предполагается, что посредством детальной регламентации содержания деятельности ученика  и содержания деятельности педагога возможно добиться гарантированно высоких  результатов обучения. Однако данные о результатах ЕГЭ свидетельствуют о том, что указанное предположение не подтверждается. Даже собственная цель традиционного обучения – формирование ЗУНов оказывается не достигнутой.

 

Вторая стратегия нацелена, во-первых, на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете, во-вторых, на инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников, в-третьих, на обогащение педагогического и управленческого арсенала, в-четвертых, на создание условий институциональной гибкости и пластичности образования. В этой стратегии стандарт необходимо обретает рамочный и открытый характер, т.е. задает перспективу возможного, а не перечень необходимого. Суть данного подхода в том, чтобы помочь учреждению создать предпосылки и условия для самостоятельных действий ученика и педагога в заданном направлении, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становится основным ценностно-целевым ориентиром.

 

Именно такая стратегия и реализована в предлагаемом стандарте общего образования.   
Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции, действующей на момент утверждения образовательного стандарта.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100