Государственный образовательный стандарт – нормативный документ, фиксирующий обязательные
базовые ориентиры деятельности образовательной системы на определенном этапе ее существования. Содержание стандарта
должно отвечать насущным задачам образования и своевременно обновляться по мере постановки новых задач, продиктованных
теми или иными изменениями в жизнедеятельности социума.
Сегодня образование России (равно как и других развитых стран) стоит перед очевидной необходимостью
пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать
багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели,
выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться
на деле самостоятельным, инициативным и креативным. В свою очередь, реализация образованием указанных ориентиров
связана с изменением общего подхода к регламентации работы образовательных институтов.
В решении этого вопроса принципиально возможны две стратегии.
Первая реализуется в существующем стандарте общего образования (2004 года). Он нацелен, во-первых,
на формирование у учащихся ЗУНов в их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений,
во-вторых, на упрочение классно-урочной системы, в-третьих, на консервацию существующего методического арсенала и, в-четвертых,
на консервацию существующего способа управления образовательными институтами.
Предполагается, что посредством детальной регламентации содержания деятельности ученика
и содержания деятельности педагога возможно добиться гарантированно высоких результатов обучения. Однако данные о результатах
ЕГЭ свидетельствуют о том, что указанное предположение не подтверждается. Даже собственная цель традиционного обучения –
формирование ЗУНов оказывается не достигнутой.
Вторая стратегия нацелена, во-первых, на формирование средств и способов самостоятельного продвижения
ученика в учебном предмете, во-вторых, на инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников, в-третьих,
на обогащение педагогического и управленческого арсенала, в-четвертых, на создание условий институциональной гибкости и пластичности
образования. В этой стратегии стандарт необходимо обретает рамочный и открытый характер, т.е. задает перспективу возможного,
а не перечень необходимого. Суть данного подхода в том, чтобы помочь учреждению создать предпосылки и условия для самостоятельных
действий ученика и педагога в заданном направлении, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав
детали функционирования. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становится основным ценностно-целевым
ориентиром.
Именно такая стратегия и реализована в предлагаемом стандарте общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями Закона
Российской Федерации «Об образовании» в редакции, действующей на момент утверждения образовательного стандарта. система комментирования CACKLE |