Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа «Качество образования»,«Условия становления личности в культуре», В.К.Бацын, Е.В.Воробьева




Результаты работы группы "Качество образования" 

 

Семинар был открыт вопросом к участникам: что каждый из Вас должен сделать сегодня? Прозвучали различные ответы: определить критерии качества образования, параметры качества образования, механизм контроля над качеством образования, влияние системы образования на социальное и экономическое развитие, кто будет оценивать систему образования.

 

Следующий вопрос, адресованный аудитории: в каком состоянии находится система образования в Республике Бурятия?

 

Ответ заключался в следующую формулировку: образование соответствует государственным образовательным стандартам, личностным и социальным достижениям.

Перед аудиторией был поставлен вопрос: есть ли механизм определения качества образования с точки зрения гражданской общественности. Каково значение понятия качества с позиции гражданских институтов? Как оценить качество образования с позиции гражданских  институтов?

 

В.К. Бацыном отмечено, что в настоящее время публичный отчет о качестве образования носят перечисление достижений. Но кому это нужно? В сегодняшний день представление о новом качестве образования рождаются не в обществе. Это представление рождается в экспертном сообществе, которые стихийно возникают на стыке взрослой экономики, взрослой конкурентоспособности, взрослой социальной деятельности. И в том смысле отражаются объективированные представления о тех компетенциях, которые должны быть созданы на этапе образования. Чтобы те, кто это получил, могли быть конкурентоспособными.

 

Мысль лектора о качестве образования трансформируется в следующую трактовку: реализация компетенций происходит в ту среду, где эти компетенции формируются. Очень важным достижением нашей совместной работы – это понимание того, что компетенции не возникают на предметных уроках. Нужны внеурочные, надурочные виды деятельности. То есть, школа должна выйти из урочного пространства, в некое новое пространство, где существует то метапространство, где формируются компетенции.

 

На взгляд, В.К. Бацына новое понимание качества образования - это не стихийное представление, а то, что рождается в экспертной среде, интеллигентной среде.

 

В.К. предложил механизм формирования школьных компетенций, предъявляемые, в будущем, ученикам: во-первых, общее представление о потребностях в компетенциях  Народный Хурал выносит, по инициативе Министерства образования и науки республики, выносит на повестку дня : утверждение ключевых компетенций, которые рекомендуются для ориентации разработки образовательных программ. Таким образом, это становится законодательным актом. При этом список компетенций заранее избыточен. Это для того чтобы общество могло обсудить перечень компетенций.

 

Во-вторых, когда документ принят, то следует понимать, что документ не дает ответа на вопрос «как формировать компетенции», но дает ответ «какие формировать компетенции».

 

В-третьих, педагогический коллектив, профессиональный союз, управляющий совет изучают большой перечень и выбирают для свой школы наиболее приемлем.

В-четвертых, определив перечень компетенций, учительское сообщество, гражданский институт создают образовательную программу школы. В структуру программы входят государственные образовательные стандарты, и далее механизм формирования компетенций.

 

Таким образом, как подчеркнул В.К. Бацын, образовательная программа – это перечень образовательных  сред, в надежде на то, что пройдя эти среды, ученик обнаружит и разовьет свои компетенции. Пройдет время, например год, крайне желательно существование механизма отслеживания, где мы фиксируем появление этих компетенций.

Разработанная система мониторинга позволит отследить деятельность учителя: как он помог развивать компетенции у школьника, отсюда и  вытекает механизм распределения фонда оплаты труда. Мнение В.К. Бацына: «поощрять учителя за достижения, такие как издание методички, книги и т.д. не следует. Это он сделал для себя. Если то, что он сделал, сказалось, отразилось на детях, то можно поощрять из фонда стимулирующей части заработной платы»

Автор доклада предложил публичный доклад как форма ознакомления общественности с программой, как она развивает детей. Когда родительская общественность проявит интерес к механизму формирования и развития компетенций, через образовательную программу, то тогда образовательная программа станет делом всего народа. Например, образовательная программа в Англии дело всего общества.

 

Тезис: «Мыслить глобально – действовать локально».

В.К. отмечено, что качество образования это продукт данного местного сообщества, но с другой стороны это элемент общества в целом.

 

Лектор выразил следующее мнение: снять с учителя обязательство за качество знаний у учеников. Потому что если ученику нужны знания, то он «прилипнет» к учителю и будет «поглощать» знания. Надо сделать так, чтобы ученик понял, что ходит он в школу не для учителя, а для себя, где он развивается – это и цель образовательной программы.

Помочь ребенку найти самого себя – это есть цель образования. Надо создать такие условия, чтобы ребенок почувствовал пределы своих возможностей. Способность понимать самого себя, и научить ответить на вопросы: кто я? Зачем я? Что я могу? – это и есть задача школы. Вот тогда система образования оправдана.

 

Тезисы провозглашенные В.К. Бацыном:

·         «Человек не может получить чужое образование»

·         «Надо научить ребенка жить в ситуации выбор и уметь выбирать то, что нужно»

·         «Что такое учить учиться – это находить ту информацию, которая тебе нужна».

·         «Компетентность – это и есть умение быть во всех ситуациях»

 

Необходимо искать соавторов разработки образовательной программы среди родителей, которые в своем воспитании видят значение проектированию жизни.

 

Далее дискуссия касалась следующих вопросов:

1.      оправданность единого государственного экзамена

2.      статус магистратуры и аспирантуры

3.      особенность профильного обучения

4.       

Работа секции закончилась словами: «Компетентный человек – это человек стремящихся к успеху!»


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100