Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад и.о.министра образования и науки РБ А.В.Дамдинова «Проблематика  эффективности региональной системы образования»




Презентация к докладу и. о. министра образования и науки Республики Бурятия А.В.Дамдинова  

 

Мы весьма признательны за то, что на наше приглашение откликнулись попечители и общественные управляющие, готовы к работе эксперты профессионального сообщества, в том числе и представители высшей школы. Выражаем надежду, что данный семинар внесет свой вклад в развитие образования наших регионов станет прочной основой для дальнейшего сотрудничества во благо всех участников образования.

 

В современном мире неуклонно растет роль образования – основы развития экономики и общества. В неразрывной, органичной связи с наукой образование становится мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. В связи с этим особенно актуальным становится обеспечение равного доступа учащихся к полноценному общему и профессиональному образованию на протяжении всей жизни. Необходимо, чтобы они могли безпрепятственно получать его в соответствии с интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния их здоровья.

 

Сложные, разнообразные, во многом противоречивые процессы и факторы характеризуют развитие экономики образования в настоящее время. 2008 год стал временем осмысления плюсов и минусов национального проекта, его значения в жизни отрасли. Многие  считали нацпроекты типичной пиар-акцией. По официальным данным Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2006 году, 57 % жителей России были уверены, что национальные проекты не окажут существенного влияния на их жизнь. И это тогда было неудивительно, потому что при хроническом недофинансировании абсолютного большинства школ кардинальных изменений в качестве образования не происходило.

 

В этой ситуации нацпроект, во-первых, пополнил бюджет образования, хотя проблему достаточного финансирования не решил. Во-вторых, и это самое главное, произошел переход к новой модели финансирования, которая предполагает более эффективное использование бюджетных средств по прямому назначению, когда деньги доходят до каждого ученика, финансовые потоки становятся прозрачными.

 

До 2007 года нацпроект представлял собой «лоскутное одеяло», состоящее из очень разных, в том числе и хороших, мер, однако не объединенных никакой системообразующей идеей: трудно было объяснить, какая идея объединяет Интернет в школе, надбавки за классное руководство и выплаты молодежи за достижения в различных областях.

 

Только с внедрением Комплексного проекта модернизации образования в 2007 году стало понятно как введенный республикой еще в 2005 году принцип нормативно-подушевого финансирования, предусматривающий зависимость объема финансирования школы от контингента, должен привести к запуску механизмов конкуренции, оптимизации образовательных ресурсов, их эффективной организации. Этот способ исполнения бюджета, наиболее прозрачный и технологичный, строго соответствует финансовой ответственности и потому не допускает субъективных толкований.

 

Фонд оплаты труда школы определяется как произведение количества учащихся, норматива и коэффициента выравнивания, учитывающего условия обучения по каждому учреждению, его месторасположение, количество классов, реализацию общеобразовательных программ повышенного уровня, иные условия предоставления образовательной услуги в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований на финансирование  учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования.

 

Нормативы финансирования утверждены Законом РБ от 28 ноября 2005 года №1356-III (с изменениями и дополнениями). Для примера: норматив для городской школы составляет 12,6 тыс.руб. в год на 1 ученика, для сельской – 23,79 тыс.руб. При формировании бюджета к данным нормативам применяются индексы-дефляторы, так на 2009 год нормативы составляют 16,98 и 32,06 соответственно.

 

В пределах доведенного фонда школа самостоятельно определяет финансовую политику в части оплаты труда, при этом в первую очередь обеспечивается государственный стандарт общего образования – исходя из количества классов-комплектов и базисного учебного плана определяется количество педагогических ставок и объем средств на оплату труда учителей. За счет оставшихся средств определяется оптимальное штатное расписание школы по категориям работников – административно-управленческий персонал, штатный педагогический персонал, учебно-воспитательный персонал, младший обслуживающий персонал. При этом, руководствуясь нормативными правовыми актами, школа в обязательном порядке обсуждает и согласовывает свои действия с Управляющим советом и профсоюзным органом.

 

Следует отметить, что на уровне района в обязательном порядке установливаются Объемные показатели и Порядок отнесения учреждений образования к уровням по оплате труда руководителей по аналогии с приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 19.02.2008 №169. Правительством республики принято постановление от 2 июля 2008 № 289 «Об установлении критериев отнесения государственных учреждений РБ к уровням, используемым для определения должностного оклада руководителя республиканского государственного учреждения». Аналогичный документ должен быть утвержден в районе.

 

Есть примеры, когда руководителям школ с контингентом 800 и 300 учащихся оплата производится по 1 (первой) группе оплаты труда с коэффициентом 2,5. Здесь мы можем говорить о неэффективных расходах.

 

Согласно справке Аналитического центра Администрации Президента РФ в общем образовании Республики Бурятия объем неэффективных расходов в 2007г. составил 1,551 млрд.руб., в том числе за счет содержания излишней численности 1,521 млрд. руб., наполняемости классов 30 млн.руб., и эту ситуацию надо выправлять.

 

Демографический фактор ощутимо влияет на показатели деятельности системы образования. Если в дошкольном образовании длительный спад контингента закончился, и наметилась тенденция роста числа детей, то в школах число учащихся продолжает сокращаться. В последние годы, несмотря на различные меры по реструктуризации сети и сокращению числа школ, продолжает уменьшаться количество учащихся на одного учителя.

 

По методике Аналитического центра нами проведен анализ, который выявил, что при условии идеального соотношения на 1 учителя 15 учеников, в нашей республике составляет – 11 учеников, соотношение учителей и прочего персонала в идеале 65% на 35%, в республике составляет 42% на 58%. Данный анализ показал, что излишнее количество работников составляет 12700 единиц, из них 2900 учителей и 9800 прочего персонала.

 

Модернизация финансовых механизмов напрямую связана с выполнением 95-й и 131-й статей федеральных законов, разграничивающих полномочия всех уровней государственного управления и местного самоуправления, а также с изменениями организационно-управленческих и финансовых механизмов деятельности образовательных учреждений.

 

Взятый курс на реформирование системы оплаты труда в бюджетной сфере, отказ от Единой тарифной сетки получил поддержку большинства представителей профессионального сообщества Бурятии, хотя есть, конечно, часть учителей, которые вынуждены сопротивляться, понимая, что без выдачи результатов деятельности, он может рассчитывать только на базовую часть зарплаты.

 

В Бурятии с 1 сентября 2007г. новая система оплаты труда была внедрена  в 144 пилотных школах, которые первыми испытали все трудности и проблемы, связанные с ломкой стереотипа: дайте мне как можно больше ставок и школа вам выдаст результат. Достаточно сложно происходила ломка стереотипов, когда экспериментальные школы, до сих пор функционировавшие в режиме ежегодного раздувания штатного расписания, вынуждены были идти на оптимизацию, что предполагает увеличение фонда оплаты труда по новой Методике, основанной на стоимости образовательной услуги – ученико/час.

 

Серьезной проблемой для директоров школ оказался переход от иждивенческого поведения на метод управления по результатам.

 

Кроме того, трудности по введению эксперимента усугубила ситуация длительного согласования с Минфином дополнительных средств из республиканского бюджета: под занавес календарного года удалось направить в районы 81 млн. руб.

 

Создался прецедент того, что без распоряжения Правительства РБ о выделении дополнительных средств экспериментальным учреждениям, муниципалитеты не могли в полном объеме профинансировать школы и своевременно ознакомить педагогических работников с тарификационными листами. Буквально 15 декабря 2007г.  было подписано  распоряжение Правительства РБ № 866-р по распределению средств на государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения. Задача была усложнена для муниципалитетов, которые в сжатые сроки должны утвердить данные средства на заседаниях рай (гор) советов депутатов и довести до экспериментальных школ.

 

 Данный факт был использован профсоюзами как призыв к возврату на ЕТС, что возможно является выражением политических амбиций отдельных заинтересованных сил. Всевозможные обращения в СМИ, которые высвечивали некоторые недоработки муниципальных органов управления образования, не нашли подтверждения в педагогических коллективах.

 

Внедрение новой системы оплаты труда уже с 1 апреля 2008  во всех общеобразовательных учреждениях оказался менее болезненным, но проблемы все-таки есть. Более того, случаются некоторые перекосы, когда школа, прикрываясь внедрением подушевого финансирования, начинают избавляться от учащихся, портящих общую картину по успеваемости. Этого допускать ни в коем случае нельзя.

 

Методика формирования фонда оплаты труда для административно-управленческих и педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс, утверждена постановлением Правительства РБ от 18.09.2007г. № 289 с изменениями и дополнениями, внесенными от 01.04.2008г. № 146. На основании этих нормативных правовых актов в районах республики утверждены соответствующие Методики, в школах разработаны и утверждены локальные акты, внесены необходимые изменения и дополнения в учредительные документы.

 

С начала эксперимента по введению НСОТ министерством, районными управлениями образованием ведется систематический мониторинг изменения заработной платы. Рассмотрим показатели сравнительного анализа заработной платы по группам персонала по состоянию на 1 января 2007 года и на 1 апреля 2008 года.

 

Каким образом удалось достичь этих результатов?

Во-первых, с 1.02.2008г. произошло увеличение ФОТ на 14% (ППРБ от 06.03.2008г. № 95). Во-вторых, за счет выделения дополнительных средств из республиканского бюджета, а также оптимизации расходов.

 

С приходом нововведений  труд результативных учителей и директоров школ  стал оплачиваться выше.  По результатам мониторинга НСОТ в районах Бурятии   фонд заработной платы школ с 1 апреля 2008 года вырос на 31% относительно уровня 2007г. Среднемесячная заработная плата учителей на 1 педагогическую ставку составила 11тыс.руб., рост в 1,5 раза к уровню 2007 г.

 

Ревизия штатного расписания школ выявила существенную проблему: до сих пор в системе общего образования, каковой является школа, осуществлялась оплата системы дополнительного образования, что является полномочиями муниципалитетов.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100