Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад А.И.Адамского «Комплексная оценка эффективности региональной системы образования. Как это возможно?»




На открытии экспертно – проектного семинара присутствуют: Заместитель Председателя Правительства РБ по социальному развитию Б.Г.Бальжиров, Первый заместитель министра образования и науки РБ А.В.Дамдинов, члены Правительства республики Бурятия, специалисты министерств и ведомств, главы муниципальных образований, руководители районных(городских) управлений образования, представители экспертного сообщества, попечители.

 

В приветственной речи Б.Г.Бальжирова отмечено, что инновационное развитие Республики Бурятии невозможно без инновационного развития системы образования. В связи с этим понятие качество образования обретает новый смысл и определяется как способность человека продуктивно работать в интересах своих и общества. Последнее формирует задачу современной системы образования – добиваться индивидуального прогресса ребенка как личности, научить его добывать и применять знания. 

 

Данные вопросы стали темой совместной встречи при Президенте Республики Бурятии – В.В.Наговицыне. Второй задачей системы образования является необразовательная функция, где складывается «миссия» школы в воспитании гражданина.

 

Слово представлено А.И.Адамскому. В своей речи Александр Изотович ознакомил участников семинара с проектом повышения эффективности системы образования. При этом отмечено, что реализация проекта невозможна в рамках одного ведомства и прозвучало призвание на совместную работу представителя различных ведомств.

 

Доклад Адамского включал три рассматриваемых вопроса: во-первых, комплексный проект развития образования регионов, во-вторых, оценка эффективности системы образования, в-третьих, действующая система мониторинга системы образования.

 

Хотелось бы раскрыть первый вопрос. Региональный комплексный проект модернизации образования включает такие вопросы как: новая система оплаты труда (НСОТ), нормативно-подушевое финансирование (НПФ), участие Гражданских институтов в распределении бюджетных средств. Участие гражданских институтов обусловлено реальным фактом – пассивные Гражданские институты тормозят развитие экономики.

 

Следующий вопрос – нормативно-подушевое финансирование. Как отметил А.И.Адамский, это довольно сложный вопрос, в частности, почему не хватает денег на сельскую школу. Бытует мнение, что «школа спасет село». А.И. выразил абсолютное несогласие с этим мнением. Сегодня перед школой ставиться задачи социально-экономического развития. Но что делать, если на селе пьют, и нет работы, и низкий уровень жизни? Почему школа должна выполнять задачи данного плана и сможет ли школа выполнить поставленные задачи? Почему это не оплачивается? Как должна оплачиваться данная работа? Необходимо выделить ряд работ выполняемых школой в плане социально-экономического развития села. Таким образом, необходимо свести к единству задачи, которые мы возлагаем на школу и механизмы финансирования.  

 

Обновление методики расчета заработной платы в системе образования, создание эффективных механизмов расходования бюджетных средств позволит оптимально подойти к  вопросу получения трансферта на эффективное развитие системы образования. А.И.Адамский еще раз подчеркнул, что в системе образования должен работать принцип  «Деньги в обмен на обязательство».

 

В докладе прозвучало мнение о том, что ребенок не получивший образование по обязательствам образовательного учреждения, попадает в криминальную структуру. Почему? По одной простой причине: каждый человек реализовывает свои возможности и способности в какой-либо среде, он не может не социализироваться. Таким образом, дети которые не получили качественное образование по обязательствам ОУ, то он попадает в криминальную среду.

 

Следовательно, на сегодняшний день условием социально-экономического развития Республики Бурятия – изменение системы образования, мониторинг системы образования, изменение механизмов финансирования. Необходимо проводить связь между качеством образования и социально-экономическими тенденциями развития региона.

 

Докладчиком отмечено, что система мониторинга качества образования в Республике Бурятия действует уже два года. Зафиксировано определенное количество данных, которые интегрируются по типологии школ, количеству учащихся и т.д.

 

Что касается региональной системы оценки качества образования (РСОКО), то на сайте ИПОП «Эврика» даны показатели заработной платы по регионам. При этом видно отношение величины средней заработной платы к обязательствам.  Значит, эффективность расходования бюджетных средств требует построения новой системы параметров эффективности педагогической деятельности. Если следовать прежним параметрам, а это единая тарификационная сетка, то нет необходимости строить параметры эффективности системы образования. Как отметил А.И.Адамский: если мы не расширяем фонд оплаты труда учителя за расширение его функций, то это не открытая система, а рабство. Заставлять человека делать то, за что ему не платят, то это рабство.

 

Доклад А.И.Адамского вызвал вопрос о механизме финансирования проекта: из каких источников будет осуществляться финансирование? Каков механизм увеличения фонда оплаты труда?

 

Ответ докладчика напомнил о трансфертной заявке и аргументации включения видов работ и эффективности механизмов расходования средств. То есть деньги распределяются по качеству работы.

 

Далее А.И.Адамским отмечено, что социально-экономическое развитие страны рассматривается в рамках экономики знаний. Оценка системы образования с точки зрения социально-экономической эффективности.

 

Такие социальные показатели как здоровье, уровень жизни и т.д. зависят от качества образования. Мы должны помнить: каков уровень образования, таков и уровень качества жизни. Неразвитая инфраструктура напрямую связано с низким качеством образования.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100