На
открытии экспертно – проектного семинара присутствуют: Заместитель Председателя Правительства РБ по социальному развитию
Б.Г.Бальжиров, Первый заместитель министра образования и науки РБ А.В.Дамдинов, члены Правительства республики Бурятия, специалисты
министерств и ведомств, главы муниципальных образований, руководители районных(городских) управлений образования, представители
экспертного сообщества, попечители.
В
приветственной речи Б.Г.Бальжирова отмечено, что инновационное развитие Республики Бурятии невозможно без инновационного развития
системы образования. В связи с этим понятие качество образования обретает новый смысл и определяется как способность человека
продуктивно работать в интересах своих и общества. Последнее формирует задачу современной системы образования – добиваться
индивидуального прогресса ребенка как личности, научить его добывать и применять знания.
Данные
вопросы стали темой совместной встречи при Президенте Республики Бурятии – В.В.Наговицыне. Второй задачей системы образования
является необразовательная функция, где складывается «миссия» школы в воспитании гражданина.
Слово
представлено А.И.Адамскому. В своей речи Александр Изотович ознакомил участников семинара с проектом повышения эффективности
системы образования. При этом отмечено, что реализация проекта невозможна в рамках одного ведомства и прозвучало призвание
на совместную работу представителя различных ведомств.
Доклад
Адамского включал три рассматриваемых вопроса: во-первых, комплексный проект развития образования регионов, во-вторых, оценка
эффективности системы образования, в-третьих, действующая система мониторинга системы образования.
Хотелось
бы раскрыть первый вопрос. Региональный комплексный проект модернизации образования включает такие вопросы как: новая система
оплаты труда (НСОТ), нормативно-подушевое финансирование (НПФ), участие Гражданских институтов в распределении бюджетных средств.
Участие гражданских институтов обусловлено реальным фактом – пассивные Гражданские институты тормозят развитие экономики.
Следующий
вопрос – нормативно-подушевое финансирование. Как отметил А.И.Адамский, это довольно сложный вопрос, в частности, почему
не хватает денег на сельскую школу. Бытует мнение, что «школа спасет село». А.И. выразил абсолютное несогласие с
этим мнением. Сегодня перед школой ставиться задачи социально-экономического развития. Но что делать, если на селе пьют, и
нет работы, и низкий уровень жизни? Почему школа должна выполнять задачи данного плана и сможет ли школа выполнить поставленные
задачи? Почему это не оплачивается? Как должна оплачиваться данная работа? Необходимо выделить ряд работ выполняемых школой
в плане социально-экономического развития села. Таким образом, необходимо свести к единству задачи, которые мы возлагаем на
школу и механизмы финансирования.
Обновление
методики расчета заработной платы в системе образования, создание эффективных механизмов расходования бюджетных средств позволит
оптимально подойти к вопросу получения трансферта на эффективное развитие системы
образования. А.И.Адамский еще раз подчеркнул, что в системе образования должен работать принцип «Деньги в обмен на обязательство».
В
докладе прозвучало мнение о том, что ребенок не получивший образование по обязательствам образовательного учреждения, попадает
в криминальную структуру. Почему? По одной простой причине: каждый человек реализовывает свои возможности и способности в
какой-либо среде, он не может не социализироваться. Таким образом, дети которые не получили качественное образование по обязательствам
ОУ, то он попадает в криминальную среду.
Следовательно,
на сегодняшний день условием социально-экономического развития Республики Бурятия – изменение системы образования, мониторинг
системы образования, изменение механизмов финансирования. Необходимо проводить связь между качеством образования и социально-экономическими
тенденциями развития региона.
Докладчиком
отмечено, что система мониторинга качества образования в Республике Бурятия действует уже два года. Зафиксировано определенное
количество данных, которые интегрируются по типологии школ, количеству учащихся и т.д.
Что
касается региональной системы оценки качества образования (РСОКО), то на сайте ИПОП «Эврика» даны показатели заработной
платы по регионам. При этом видно отношение величины средней заработной платы к обязательствам. Значит, эффективность расходования бюджетных средств требует построения новой системы параметров эффективности
педагогической деятельности. Если следовать прежним параметрам, а это единая тарификационная сетка, то нет необходимости строить
параметры эффективности системы образования. Как отметил А.И.Адамский: если мы не расширяем фонд оплаты труда учителя за расширение
его функций, то это не открытая система, а рабство. Заставлять человека делать то, за что ему не платят, то это рабство.
Доклад
А.И.Адамского вызвал вопрос о механизме финансирования проекта: из каких источников будет осуществляться финансирование? Каков
механизм увеличения фонда оплаты труда?
Ответ
докладчика напомнил о трансфертной заявке и аргументации включения видов работ и эффективности механизмов расходования средств.
То есть деньги распределяются по качеству работы.
Далее
А.И.Адамским отмечено, что социально-экономическое развитие страны рассматривается в рамках экономики знаний. Оценка системы
образования с точки зрения социально-экономической эффективности.
Такие
социальные показатели как здоровье, уровень жизни и т.д. зависят от качества образования. Мы должны помнить: каков уровень
образования, таков и уровень качества жизни. Неразвитая инфраструктура напрямую связано с низким качеством образования.
|