Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Библиотека> Политика образования> Региональные комплексные проекты> Выступление Александра Адамского на межведомственной рабочей группе по нацпроекту «Образование»

Выступление ректора ИПОП «Эврика» Александра Адамского на межведомственной рабочей группе по приоритетному нацпроекту «Образование»

«Вести образования»
№15 (111) 1-15 августа 2008

На межведомственной рабочей группе (МРГ) по приоритетному национальному проекту «Образование» выступил ректор ИПОП «Эврика» Александр Адамский. Мы публикуем самые яркие моменты из его презентации.
 
Деньги – по формуле
Введение НПФ стимулирует перевод общеобразовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность. В среднем по 21 региону, начавшему внедрение КПМО в 2007 году, более 60% общеобразовательных учреждений перешли на финансово-хозяйственную самостоятельность.
Однако в ряде регионов данный показатель находится в дисбалансе с некоторыми другими:
• в Белгородской области все учреждения перешли на НСОТ, в то время как финансово-хозяйственную самостоятельность получила только пятая часть из них;
• в Воронежской, Псковской, Тамбовской областях, Краснодарском крае значительное количество общеобразовательных учреждений перешли на НСОТ в отсутствии финансово-хозяйственной самостоятельности.

Качество + НПФ = БОР
– методики расчета финансового норматива не учитывают удорожания за счет повышения качества и оплаты новых видов деятельности учителя.
Губернаторы: «Формирование эффективных механизмов расходования средств (оптимизация сети, введение НСОТ, введение эффективного формульного финансирования, развитие общественного участия и др.) мало учитывается при выделении регионам трансфертов. В результате те регионы, которые просят «на бедность», получают больше, чем те регионы, которые ввели эффективные механизмы расходования средств в образовании».
Возможно, это версия региональных финорганов, до которых еще «не дошла» позиция Минфина РФ.

Не в полной мере…
• Это (немотивированность местных финорганов) одна из причин, по которой сами нормативные акты, регламентирующие введение новых экономических механизмов, не во всех регионах в полной мере отражают ключевые принципы.
• В частности, из 21 субъекта Российской Федерации в пятнадцати учтены ключевые принципы наиболее полно: Калининградская, Ивановская, Новосибирская, Волгоградская, Свердловская, Самарская, Новгородская, Воронежская, Тамбовская области, Республики Бурятия, Северная Осетия – Алания, Саха (Якутия), Чувашия, Мордовия, Краснодарский край.
• В остальных 6 регионах идет планомерная апробация модельной методики Минобрнауки России параллельно с уже работающими методиками (в частности, такая работа развернулась в 2008 году в Московской области) или идет постоянное уточнение нормативной базы по результатам апробации (Белгородская область, Красноярский край).

Риск: деньги на ветер…
В то же время наращивание финансирования уже достигло институционального предела эффективности.
Дальнейшее существенное увеличение финансирования при сохранении неэффективных механизмов расходования может привести к падению качества образования.
По результатам общественных обсуждений в регионах можно сформулировать условия эффективности наращивания финансирования образовательных учреждений при:
• финансово-хозяйственной самостоятельности ОУ, использовании организационно-правового статуса «бюджетное учреждение»;
• дифференциации в СОТ, введении нового института качества;
• введении нормативного финансирования на муниципальном уровне;
• введении новой системы аттестации учителей и руководителей;
• сбалансированности сети и оптимальном соотношении учеников и учителей.
При этом в проект модернизации вовлечен лишь 31 регион РФ.

Завершить в 2010 году
Эффективность
реализации КПМО приводит к разрыву между регионами, входящими в пул финансовой поддержки модернизации и не входящими.
Не входящих – большинство.
Чтобы преодолеть разрыв между регионами по линии модернизации, необходимо:
1) в 2008–2009 гг. унифицировать все подходы КПМО (см. «Набор задач-предложений»),
2) ввести их во всех регионах страны в период 2009–2010 гг.

Чтобы завершить институциональную модернизацию системы образования РФ в 2010 году, необходимо: 1. Включение принципов НСОТ, введенных нормативными актами в регионах, в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
2. Завершить модификацию 191-го Постановления.
3. Предложить регионам модельную методику стоимости бюджетной услуги (финансового норматива в образовании), учитывающую обеспечение современного качества образования и принципы НСОТ, в соответствии с ГФОС.
4. Считать ключевыми наличие эффективных механизмов расходования бюджетных средств при выделении регионам средств трансфертов. (продолжение линии «Деньги в обмен на обязательства» – «Деньги в обмен на эффективность»).
5. На основе результатов КПМО сформулировать ФГОС в части требований к результатам освоения образовательных программ.
6. Кардинально обновить «Положение об итоговой аттестации учащихся общеобразовательных школ». Закрепить формат выпускных документов на основе учета урочных и внеурочных достижений.
7. Внести предложения в изменения в «Правила приема в вузы», дать возможность приемным комиссиям учитывать внеурочные достижения выпускников, уровень компетентностных результатов.
8. Разработка в 2008-м и принятие в 2009 году новой системы аттестации учителей, на основе форматов, предлагаемых регионами в рамках реализации КПМО, а также включение ее в ФГОС, в блок требований к реализации образовательных программ.
9. Принять унифицированную форму публичного школьного (электронного) доклада (отчета), по образцу электронного мониторинга КПМО, в котором содержалась бы исчерпывающая информация для граждан, управления и проверяющих органов.
10. Утвердить примерную программу подготовки общественных управляющих образованием.
Завершить институциональную модернизацию системы образования РФ в 2010 году.

Заключение
Все перечисленные задачи возможно выполнить (в части разработок) в 2008–2009 гг., включая программу введения во всех регионах механизмов комплексной модернизации и оформление ФГОС на основе результатов КПМО.
Оператор готов предоставить все необходимые материалы в декабре 2008 года, после обработки отчетов пилотных регионов, с тем, чтобы в первом квартале 2009 года подготовить принятие необходимых решений.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100