Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Библиотека> Политика образования> Региональные комплексные проекты> Об итогах реализации КПМО в первом полугодии 2008 года

Об итогах реализации в первом полугодии 2008 года
комплексных проектов модернизации образования
регионами-победителями первого и второго конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации

«Вести образования»
№15 (111) 1-15 августа 2008

Поддержка комплексных проектов модернизации образования (КПМО) является направлением приоритетного национального проекта «Образование» с 2007 года.
Комплексные проекты модернизации региональных систем образования предусматривают введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием, а также начиная с 2008 года повышение квалификации педагогических кадров.
Победителям предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию своих комплексных проектов. В 2007 году объем софинансирования данного направления нацпроекта из федерального бюджета составил более 4 млрд. руб. При этом общий объем средств составил 11,7 млрд. руб. В 2008–2009 гг. объем средств софинансирования из федерального бюджета составит 5,25 млрд. руб. ежегодно. Кроме того, в 2008 году дополнительно выделяется 650 млн. руб. в связи с необходимостью решения актуальных задач обновления системы повышения квалификации работников образования, а также подготовки руководителей школ, обеспечивающей качественное выполнение всех задач проекта.
Организация-оператор КПМО – Институт проблем образовательной политики «Эврика».
Освещение и мониторинг развития проекта в интернете происходит на сайте http://www.kpmo.ru/
Ключевой особенностью проекта является институциональный характер производимых изменений: реформируется не сама деятельность образовательных учреждений и педагогов, а те нормы, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Именно становящиеся образовательные институции в регионах-победителях и характеризуют инновационные результаты преобразований.
К числу таких институций можно отнести:
– новую систему оплаты труда, которая при условии наличия сильной дифференциации зарплаты различных категорий педработников является эффективным экономическим регулятором повышения качества общего образования;
– «формульное финансирование», когда деньги доводятся до образовательного учреждения, исходя из утвержденного подушевого норматива;
– становящуюся новую систему аттестации педагогических кадров, которая производится при активном участии общественности на основании учета всех видов достижений педагогов и учащихся;
– инновационные формы учета достижений учащихся (детские «портфолио»);
– публичную отчетность образовательных учреждений;
– новую систему повышения квалификации педагогических кадров.
Помимо институционального характера изменений, базовыми характеристиками проекта, обеспечивающими его высокую результативность, являются:
– конкурентный характер поддержки региональных инициатив;
– поддержка инноваций на федеральном и региональном уровнях;
– федеральное финансирование в обмен на региональные обязательства;
– открытый характер оценки результатов реформ.
Реализация всех указанных условий в перспективе приведет к системному обновлению уже существующих институтов, а именно: к новому государственному образовательному стандарту общего образования, переходу ОУ в иные организационно-правовые формы (АУ), включение в понятие образовательной программы различных видов деятельности учащихся, публичные доклады школ и т.д. А также к обновлению способов взаимодействия между этими институтами: появление эндаумент-фондов, сетевых механизмов взаимодействия ОУ, появление саморегулируемых организаций. Именно появление новой «образовательной инфраструктуры» является следующим шагом развития КПМО.

1. Новая система оплаты труда

В результате введения НСОТ наметились положительные сдвиги в решении одной из основных задач КПМО – изменении социального статуса педагога, поскольку практически во всех регионах была обеспечена позитивная динамика уровня заработной платы. Зарплата большинства педагогов стала выше средней зарплаты по региону. Причем это стало возможным не только вследствие привлечения дополнительных средств региональных бюджетов, но и за счет эффективного использования уже имеющихся ресурсов, оптимизации и сокращения зон неэффективности. Тем самым реализация КПМО по данному направлению способствует повышению благосостояния российской интеллигенции.
Оценка продвижения субъектов Российской Федерации по данному направлению на основании результатов мониторинга представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Введение в пилотных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда, обеспечивающих рост зарплаты учителей в зависимости от результатов их труда в разрезе субъектов Российской Федерации

Субъект Российской Федерации Обязательства (согласно заявке) Текущее состояние (по данным мониторинга) Прогноз достижения запланированных обязательств

Республика Бурятия

+

+

+

Республика Мордовия

+

+

+

Республика Саха (Якутия)

+

+

+

Республика Северная Осетия – Алания

+

+

+

Чувашская Республика

+

+

+

Краснодарский край

+

+

+

Красноярский край

+

+

+

Астраханская область

+

+

+

Белгородская область

+

+

+

Волгоградская область

+

+

+

Воронежская область

+

+

+

Ивановская область

+

+

+

Калининградская область

+

+

+

Московская область

+

+

+

Новгородская область

+

+

+

Новосибирская область

+

+

+

Псковская область

+

+

+

Самарская область

+

+

+

Свердловская область

+

+

+

Тамбовская область

+

+

+

Тверская область

+

--

+

В Таблице 1 «+» в столбце «Обязательства согласно заявке» означает, что регион в соответствии с конкурсной заявкой принял на себя обязательства по введению в рамках КПМО в общеобразовательных учреждениях новых систем оплаты труда, обеспечивающих рост зарплаты учителей в зависимости от результатов их труда за счет:
– разделения оплаты труда на базовую и стимулирующую часть;
– учета в базовой части оплаты труда основных видов деятельности учителей;
– общественного участия в распределении стимулирующей части оплаты труда;
– введения механизмов учета в зарплате интенсивности труда.
«+» в столбце «Текущее состояние» означает, что обязательства на 2007 год выполнены и реализуются обязательства 2008 года в соответствии с региональным сетевым графиком.
«-» в столбце «Текущее состояние» означает, что регион не выполняет взятых обязательств или действует с отставанием от регионального сетевого графика.
«+» в столбце «Прогноз достижения запланированных обязательств» означает, что по оценкам федеральных экспертов взятые регионом обязательства на 2008 год уже выполнены или с высокой вероятностью будут выполнены к концу 2008 года.
«-» в столбце «Прогноз достижения запланированных обязательств» означает, что по экспертным оценкам вероятность выполнения до конца 2008 года обязательств на 2008 год по введению НСОТ низкая.
«-» в столбце «Текущее состояние» по регионам Московская и Тверская области обусловлен тем, что в уже принятых и разрабатываемых нормативных правовых актах данных регионов пока не предусмотрены механизмы учета в зарплате всех видов деятельности учителя и особенностей образовательных программ.

Представленные в Таблице 1 данные показывают, что субъекты Российской Федерации, внедряющие КПМО, обеспечивают решение задач первого этапа реализации проекта по этому направлению. Все регионы взяли на себя обязательства по введению в пилотных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда, обеспечивающих рост зарплаты учителей в зависимости от результатов их труда. Регионами обеспечено создание нормативной базы для введения новой системы оплаты труда, начала ее апробации и отработки. Все регионы к концу 2007 года вышли на значения показателей, которые были заявлены в обязательствах по данному направлению на 2008 год.
Таким образом, выполнение обязательств по показателю «Введение в пилотных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда, обеспечивающих рост размеров зарплаты учителей в зависимости от результатов их труда» обеспечено всеми регионами. Однако способ достижения этого результата различен в зависимости от особенностей внедряемой модели НСОТ.
Большинство регионов напрямую учитывает численность обучающихся при расчете стоимости образовательной услуги, которая положена в основу расчета заработной платы педагогических работников (базовой части). Некоторые регионы (Астраханская область, Республика Бурятия, Тверская область) используют специальные повышающие коэффициенты для учета в заработной плате педагога числа обучающихся.
Наиболее эффективным подходом с точки зрения достижения ожидаемых результатов введения НСОТ является учет количества обучающихся через расчетную стоимость педагогической услуги («ученико-часа»), которая позволяет учесть интенсивность труда педагога в базовой части его заработной платы.
Большинство регионов учитывают особенности образовательных программ и специфику контингента обучающихся с помощью повышающих коэффициентов.
Практически все регионы обеспечили участие органов общественного самоуправления в распределении стимулирующей части оплаты труда. В регионах ведется работа по юридическому оформлению полномочий органов общественного самоуправления, внесению изменений в уставы образовательных учреждений и коллективные договоры. К концу 2007 года такая работа в основном будет завершена.
Введение НСОТ с начала 2007/2008 учебного года в пилотных школах субъектов Российской Федерации, внедряющих КПМО, уже в сентябре 2007 года дало позитивный эффект. За счет этого зарплата учителей в школах – участниках проекта повысилась в среднем на 30%. Но выросла она не одинаково у всех. Существенно (более чем на 80%) зарплата повысилась у наиболее качественно работающих педагогов. Таких педагогов сегодня наибольшее число в Чувашии (около 20%). В среднем по всем пилотным регионам доля таких учителей составляет около 15%.
В абсолютных значениях прирост заработной платы учителей в пилотных регионах составил от 2 до 7 тыс. руб. в среднем. Таким образом, уже на сентябрь 2007 года заработная плата учителей находилась в среднем диапазоне 5–17 тыс. руб. При этом у учителей с высоким уровнем квалификации и хорошими результатами (победители олимпиад, высокие результаты единого экзамена и т.д.) оплата труда выросла до 17 тыс. руб., у ряда начинающих учителей, еще не имеющих высоких качественных показателей, от 3 до 5 тыс. руб.
В регионах, внедряющих КПМО, доля стимулирующей части составляет в среднем 25–27%. В дальнейшем для стимулирования качественного труда введение НСОТ обеспечило рост доходов педагогических работников в зависимости от качества их труда. Заработная плата педагогических работников в среднем выросла в представленных образовательных учреждениях на 43%, однако повышение зарплаты произошло не равномерно у всех учителей, а в зависимости от результативности и качества их труда. Около трети учителей получили в сентябре 2007 года повышение в заработной плате более чем на 50%, в том числе у 7% наиболее квалифицированных учителей зарплата выросла в два раза и более.
Системные результаты внедрения новой системы оплаты труда в регионах-победителях конкурсного отбора:
– конкурентоспособный уровень оплаты труда учителей в регионе, препятствующий негативному отбору кадров в системе общего образования;
–рациональное соотношение ученик/учитель отдельно для городских округов и для сельских муниципальных районов (за исключением удаленных школ в труднодоступных районах);
–оптимальная доля учителей в общей численности работающих в общеобразовательном учреждении;
– соотношение базовой и стимулирующей части оплаты труда, нацеленное на результативность и качество;
– повышение квалификации учителей и администраторов образования.
В результате реализации КПМО в регионах удалось решить следующие проблемы:
– отход от уравнительных подходов и обеспечение повышения доходов учителей, в первую очередь в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы;
– обеспечение учета особенностей образовательного учреждения при формировании порядка распределения специальной и стимулирующей частей ФОТ;
– вовлечение значительного числа педагогических работников, родителей в процесс обсуждения механизмов введения НСОТ;
– создание механизмов для обеспечения участия органов государственно-общественного управления в согласовании распределения стимулирующей части ФОТ;
– появление заинтересованности руководителя образовательного учреждения в оптимизации штатного расписания и повышении уровня заработной платы педагогических работников за счет введения зависимости оплаты труда руководителя образовательного учреждения от заработной платы учителей в его ОУ;
– повышение управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, членов органов государственно-общественного управления.
Эффекты внедрения НСОТ:
– происходят качественные изменения в учительской среде: наблюдается приток молодежи, в т. ч. мужчин;
– повысилась заинтересованность педагогов в работе с одаренными и отстающими детьми, в т.ч. во внеурочное время;
– меняется отношение общественности к системе образования: повышается заинтересованность в повышении качества работы школы;
– повышаются требования родителей к качеству образования детей: родители в первую очередь начинают принимать участие в оценке работы учителя.
С целью минимизации рисков при внедрении НСОТ (проблемы оплаты и оценки результативности труда педагога в условиях сетевого взаимодействия ОУ при изучении предметов в других школах; социальные риски, связанные с дифференциацией в оплате труда педагогов) была проведена серия общественных обсуждений региональных комплексных проектов модернизации образования, а также on-line консультации с ведущими экспертами данного направления.

2. Введение нормативного подушевого финансирования

Системные результаты внедрения нормативного подушевого финансирования в регионах – победителях конкурсного отбора:
Созданы стимулы для развития экономической самостоятельности ОУ, что позволяет руководителям образовательных учреждений более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Созданы предпосылки для снижения неэффективных бюджетных расходов, начаты процессы создания оптимальной сети общеобразовательных учреждений, формирование крупных, «базовых» ресурсообеспеченных школ, реализующих образовательный процесс в современных условиях.
Созданы предпосылки для организации эффективной внеурочной занятости учащихся, организации работы школы по модели «полного дня».
Начат перевод на нормативное подушевое финансирование государственных образовательных учреждений, муниципальных учреждений дополнительного и дошкольного образования детей.
Осуществляется формирование бюджета функционирования отрасли по нормативному принципу, формирование бюджета развития отрасли – по программно-целевому принципу.
Механизмы нормативного финансирования активизировали процессы:
– реструктуризации сети образовательных учреждений, снижение доли неэффективных расходов на образование;
– обеспечения гарантированного сохранения бюджета отрасли, вне зависимости от демографической ситуации;
– увеличения средств на развитие образования (переход на программно-целевой принцип управления финансовыми потоками);
– перевода государственных образовательных учреждений в статус автономных образовательных учреждений с усилением общественных составляющих.

3. Региональные системы оценки качества образования

В большинстве регионов проекта создано Положение о системе оценки качества образования, в котором институционально закреплено современное представление о качестве современного образования как интегральной характеристики, включающей сохранение и укрепления здоровья, обеспечения безопасности учащихся, их успешность и самореализацию, а также ориентацию и самоидентификацию школьников в культуре, владение ключевыми понятиями и ценностями отечественной и мировой культуры.
Постепенно формируется у педагогического сообщества регионов проекта понимание результативности образования, выходящее за рамки знаниевой парадигмы, что сказывается на ментальных установках в отношении понимания качества человеческих ресурсов в условиях становления экономики знаний.
За счет ЕГЭ и новой формы итоговой аттестации в 9-м классе появилась реальная возможность получения объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг всеми заинтересованными лицами. Впервые за последние 100 лет появился независимый объективный измеритель оценки труда и учителя, и школы, и ученика.
Обязательный экзамен по русскому языку и математике в форме ЕГЭ в 2008 году сдали от 49,7 (Ивановская обл.) до 100% (Чувашия, Якутия) выпускников 31 региона проекта. Три и более предмета сдавали от 43 до 65% учащихся регионов проекта. Внешнюю независимую итоговую аттестацию в 9-х классах прошли от 30 (Томская обл.) до 100% (Волгоградская обл., Чувашия) девятиклассников.
В Самарской области экзаменационные результаты выпускников стали рассматриваться потенциальными потребителями образовательных услуг как значимый показатель качества образования при определении места обучения. Новые формы итоговой аттестации выпускников ОУ выступили катализатором изменения организации образовательных ресурсов региона (оптимизация сети, повышение роли образовательных центров, старшей профильной школы).
Расширяется спектр мониторинговых исследований, связанных с оценкой качества образования не в выпускных классах (грамотность чтения, естественно-математическая грамотность, готовность к школе и т.п.) за счет разработок региональных контрольно-измерительных материалов (Калининградская обл., Чувашия, Самарская, Белгородская обл.). Эти исследования ставят две главные задачи: выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников по предметам федерального компонента базисного учебного плана; определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников.
Особо необходимо отметить, что начались исследования внеучебных достижений школьников (Московская, Самарская обл.).
Началась работа по формированию «пакета выпускника» (Калининградская, Томская, Самарская обл.), где наравне с ЗУНами предполагается оценка компетентностей выпускника с помощью резюме, эссе, а также оценка его социального опыта с использованием сертификата достижений.
Распространенной формой фиксации внеучебных достижений школьников, а также деятельности педагогов в большинстве регионов проекта является портфолио. В ряде регионов (Самарская область, Чувашия, Бурятия) разработаны нормативные документы по созданию портфолио в образовательных учреждениях.
Началась работа в регионах по построению объективного рейтинга образовательных систем, учитывающего их специфику на основе кластерной модели. Так, в Московской области кластерная модель стала единой признанной основой для оценки состояния образовательных систем во всех муниципалитетах МО. Оценка состояния муниципальных образовательных систем Московской области проводится на основе единых показателей, отражающих качество образовательных ресурсов, процессов и результатов. По всем используемым показателям были рассчитаны средние региональные значения, необходимые как ориентиры для многих процедур оценки качества образования. Была проведена кластеризация всех муниципалитетов по показателям качества условий, процесса и результата, что дало полную картину состояния муниципальных образовательных систем, выявило как характерные общие проблемы каждого кластера, так и специфические проблемы каждого муниципального образования Московской области.
В ряде регионов (Тамбовская, Томская, Волгоградская, Псковская, Ивановская области, Чувашия, Красноярский край) разрабатываются новые модели аттестации руководящих педагогических работников, базирующиеся на компетентностном подходе, что снижает риск субъективного подхода к оценке профессиональной компетентности педагога. Вводится система портфолио учителя при проведении аттестации педагогических работников.
Происходит переосмысление отношения педагогов к повышению своей квалификации (возросли требования к курсовой подготовке). Новые подходы к оценке качества образования выявили дефициты профессиональной деятельности учителей и спровоцировали формирование самими учителями запросов на повышение их квалификации.
В большинстве регионов качество образования стало основным критерием для начисления стимулирующей части оплаты труда, что заставило педагогов активнее внедрять современные образовательные технологии, менять свое отношение к педагогическому труду.
Формирование заработной платы учителя с учетом качества и результативности его труда стало реальностью. В сознании педагогических работников и руководителей формируется понимание, что уровень заработной платы теперь реально зависит от собственных усилий и результатов труда. Распределение стимулирующей части ФОТ происходит с участием общественности, что делает школьные советы управляющими реально, а не формально на бумаге.
У руководителей ОУ появилась возможность перспективного планирования развития школ. Так, например, в Калининградской области доходы педагогов повысились: если в 2006 году средняя учительская зарплата в регионе не дотягивала и до 7 тыс. руб. в месяц, то сейчас ее уровень вырос более чем вдвое и превысил 14 тыс. Важно, что в регионах уходят и от понятия «средняя заработная плата». В ряде регионов проекта 50% от стимулирующей части оплаты труда стали получать всего 10–15% педагогов, что создает конкурентную среду в образовательном учреждении.
Одним из результатов реализации КПМО может стать Государственный образовательный стандарт как набор требований к условиям, к структуре и к результатам освоения Образовательной программы образовательного учреждения. Все три вида требований проходят апробацию в ходе реализации проекта, и часть из них закреплена нормативными актами разного уровня.
Так, в ряде регионов (Алтайский, Красноярский края, Чувашия, Самарская обл.) ведется работа по разработке проекта нового учебного (образовательного) плана, отражающего соотношение аудиторных и внеауадиторных часов, внеучебных достижений учащихся. Отсутствие этих положений в БУП 1998, 2004 гг. делает невозможным опору на эти документы в условиях реализации КПМО.
В таких регионах, как Алтайский край, Московская, Самарская, Астраханская области ведется разработка нормативно-правовых документов, равных по статусу аттестату, в которых фиксируются внеучебные достижения учащихся, и механизмов их учета в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности выпускника школы (например, при поступлении в вуз).
Особое место в работе над стандартом занимает работа над структурой Образовательной программы. Эта работа развернута в Свердловской и Калининградской областях. Предлагается в основной образовательной программе выделить до 60% времени на аудиторные часы, до 30% времени на внеаудиторные и до 10% на социальную практику. Такое соотношение между аудиторными и внеаудиторными занятиями позволит выйти образовательному учреждению за пределы классно-урочной системы, расширить возможности педагогов и детей в образовательном процессе.
В республике Северная Осетия – Алания актуализирован этап предшкольной подготовки детей. В регионе принят документ на уровне правительства «О разработке и внедрении системы предшкольной подготовки детей в Республике Северная Осетия– Алания».

4. Развитие сети

Системные результаты по направлению:
Определение «точек роста» (базовых школ) позволило значительно улучшить их материально-техническое состояние за счет приоритетного оснащения в соответствии с разработанными региональными требованиями и соответственно обеспечить доступность качественных современных условий обучения для большей доли учащихся.
Выравнивание качества образовательных услуг, предоставляемого системой образования региона учащимся сельских и городских школ. Повышение доступности (транспортной) образовательных услуг современного качества для учащихся сельских школ.
Увеличение разнообразия образовательных услуг, предоставляемых учащимся системой образования.
Институционализация (нормативно-правовое утверждение) новых типов образовательных учреждений: базовая школа с филиалами, ресурсный центр системы образования различных уровней, школа полного дня, школа ступеней образования (в городских школах), социокультурный комплекс.
Институциализация новых структур управления системой образования: школьный округ, образовательный округ (Самарская область).
Повышение эффективности использования всех видов ресурсов системы образования: кадровых, финансовых, материальных.
Повышение уровня квалификации педагогических работников.
Реинвестирование высвобождающихся финансовых средств в систему образования региона.
Выравнивание качества условий осуществления образовательного процесса в городских и сельских школах.
Увеличение доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям.
Рост уровня социализации учащихся, прежде всего сельских школ. Выравнивание стартовых возможностей учащихся сельских и городских школ.
Снижение уровня безнадзорности и правонарушений благодаря программному подходу к организации горячего питания для учащихся и внедрению модели «школа полного дня».
Становление сетевого типа образования, профилизация старшей школы, возможность организации обучения по индивидуальным учебным планам учащихся.
Трудности, преодолеваемые в ходе реализации КПМО по данному направлению:
– высокая доля малокомплектных сельских школ;
– ограничение законодательной базы межведомственного взаимодействия в процессе оптимизации сети, а также отсутствие нормативно-правовой базы по сетевому взаимодействию;
– трудности построения региональной сети общеобразовательных учреждений, учитывающей в полной мере специфику развития территорий и соответствующих образовательных структур; отсутствие долгосрочных программ размещения и развития производительных сил конкретных населенных пунктов;
– высвобождение и последующее трудоустройство высвобождающихся в результате оптимизации сети педагогических работников;
 
5. Расширение общественного участия в управлении образованием

Анализ реализации в субъектах Российской Федерации комплексных проектов модернизации образования выявляет ряд системных результатов и эффектов реализации Направления 5 «Расширение общественного участия в управлении образованием».
В результате создания органов государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений, внедрения процедур общественного наблюдения, оценки и контроля за качеством образования повысилась открытость системы образования, преодолена корпоративно-профессиональная замкнутость системы в определении стандартов деятельности и оценке ее результативности. Сформирован механизм выявления, оформления и реализации общественного заказа на содержание и качество образования.
Эффект действия указанного механизма проявляется:
– в повышении ответственности педагогов и руководителей образовательных учреждений за конечные результаты деятельности: качество образования, эффективность расходования бюджетных средств;
– в привлечении внимания общественности к проблемам системы образования и школы, заинтересованности и активности в их решении, в т.ч. за счет привлечения дополнительных ресурсов;
– в модернизации содержания образовательных программ и условий их реализации.
В результате внедрения современных инструментов информирования общественности о состоянии и результатах деятельности образовательных учреждений (публичные отчеты, сайты) в системе образования сформирован механизм повышения доступности и качества информации об образовательных услугах.
Эффект действия данного механизмапроявляется в повышении уровня ответственности и обоснованности решений потребителей образовательных услуг (включая инвестиционные) и, как следствие, – в повышении эффективности потребительских решений в сфере образования (включая снижение издержек нерационального выбора, повышение нормы отдачи от инвестиций в образование), в повышении удовлетворенности потребителя образованием.
К рискам расширения общественного участия в управлении образованием, проявившимся и решаемым в ходе реализации субъектами Российской Федерации комплексных проектов модернизации образования, можно отнести следующие:
– консервация существующих (традиционных) представлений о результативности педагогического труда, качестве образования, организации образовательного процесса;
– возникновение социально-психологической напряженности в педагогическом сообществе как реакции на участие общественности в процедурах оценки результативности деятельности педагогов и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
 
6. Организационное обеспечение региональных комплексных проектов

Системные результаты:
Создание в регионах – победителях конкурсного отбора стратегических команд-управленцев, использующих в т.ч. методы проектного, а не административного управления.
Создание института общественных слушаний – переговорных площадок для власти, общественности и педагогического сообщества.
Развитие практики создания проектных «дорожных карт».
Включение региональных систем повышения квалификации в систему реализации КПМО.
Создана и действует уникальная система электронного мониторинга на сайте http://www.kpmo.ru/, которая позволяет в реальном времени отслеживать пошаговые изменения, происходящие в регионах (принятие нормативно-правовой базы и достижение обязательств субъектами Российской Федерации).
В качестве рисков, выявленных и решаемых в ходе реализации проекта, можно выделить следующие:
В некоторых субъектах Российской Федерации преобладает ориентация на формальное достижение количественных показателей, заявленных при подаче Заявки на конкурс.
Оформляемые в субъектах Российской Федерации предложения по модернизации системы повышения квалификации часто не выходят за рамки парадигмы образования, ориентированной на трансляцию информации и репродуктивное ее воспроизведение слушателями.

Россия
Финансирование, Кадры, Национальный проект, Политика образования
система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100