|
 |
Игорь Реморенко: Путь к новому качеству образования
«Вести образования» №15
(111) 1-15 августа 2008
10 июня прошло заседание конкурсной комиссии по отбору субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации
образования (КПМО). О том, насколько эффективно идет реализация комплексных проектов, мы решили узнать у директора Департамента
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Игоря Реморенко.
– Изначально комплексные проекты строились по следующей логике: регионы в соответствии с форматом региональной заявки
делали собственный проект и обозначали те обязательства, которые они готовы реализовать. Эти обязательства касаются как институциональных
норм, системы управления образованием, так и конкретных практических изменений в школьной жизни. Хотя впрямую показатели качества
– насколько тот или иной ребенок улучшил свои образовательные результаты – не учитывались в логике этих проектов.
Это обусловлено тем, что прямых инструментов измерения современного качества образования на данный момент у нас нет. Более
того, новое качество как раз и становится, проявляется в результате комплекса институциональных условий, создающихся в КПМО.
Если сравнивать ситуацию сейчас с обязательствами, которые делали регионы, то абсолютное большинство обязательств выполняется.
Причем созданная система мониторинга, которая позволяет поднимать данные с уровня образовательных учреждений на более высокие
уровни и агрегировать их на федеральном уровне, показывает, что основные изменения, заложенные в региональных проектах, действительно
происходят.
Есть ряд технологических вещей, нуждающихся в коррекции. Это прежде всего показатели, касающиеся изменений, которые на
момент подачи заявки регионами еще не были осуществлены. Например, закон о едином государственном экзамене был принят позднее,
чем регионы подавали заявки – они еще не знали всей логики введения ЕГЭ. И в этом случае они должны уточнять свои обязательства
в части показателей по единому государственному экзамену. Иногда бывают некоторые технические сбои по другим показателям,
но в целом большинство взятых на себя обязательств регионы выполняют.
– Какие еще проблемы обнаружились в ходе реализации КПМО?
– Появилась новая проблематика, над которой предстоит работать. Например, базовое направление региональных комплексных
проектов – это новая система оплаты труда. В них предполагается деление общего фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую
части оплаты труда в образовательных учреждениях. Предполагается, что доля премиальных выплат учителям в общем фонде заработной
платы будет существенным образом увеличена. Если мы делаем ставку на увеличение премиальной доли оплаты труда учителя, то
объективно возникает проблема, связанная с тем, что параметры качества образования, результаты труда педагогов, должны быть
оформлены более детально. За какие учебные достижения наградить учителей, а за какие не награждать – это не только предмет
консенсуса на уровне каждой школы, что сейчас и происходит, но и предмет выработки общефедеральных ориентиров. Задача
поиска таких ориентиров одновременно связана с задачей изменения процедуры аттестации педагогов, с формированием новых образовательных
стандартов и с проблемой создания профессиональных стандартов. Процесс создания профессиональных стандартов уже начался, и
в некоторых отраслях на их основе уже строят процедуры аттестации. Известны примеры с айтишниками и рестораторами.
Мы также работаем в этом направлении. Сейчас появился новый перечень должностей в системе образования – я имею в
виду прежде всего квалификационные характеристики, когда за каждой должностью зафиксировано, что этот конкретный работник
делает. Сейчас эти квалификационные характеристики в системе образования на уровне 1995 года, то есть достаточно устаревшие.
По сути дела они разрабатывались на рубеже 1990-х годов. Нам предстоит этот перечень характеристик осовременить, добавив новые
должности. Уже сейчас возникли такие профессиональные позиции, как диспетчер образовательного учреждения, тьютор и ряд других.
– Насколько, на Ваш взгляд, нужна оценка социальной эффективности проектов на территориях и какие показатели
могут быть использованы?
– Надо разделить показатели-обязательства, по которым регионы подписались что-либо делать и губернатор направил заявку
с намерением выполнить определенные показатели – это одна группа. Вторая группа показателей – это эффекты, которые
появились в результате реализации проекта. И если говорить об эффектах, то это скорее предмет не специальной подачи показателей
со стороны регионов, а хорошо продуманного мониторинга. Потому что с региона мы можем требовать только те показатели, которые
он обязался выполнить.
Что же касается социально-экономических эффектов, то да, это предмет мониторинга, и некоторые из таких эффектов уже заметны.
Например, когда появляется сеть современных хороших школ, ради которых родители готовы даже переезжать из одного населенного
пункта в другой. Это эффект социальной миграции. Или когда средняя заработная плата педагога сопоставима, а то и выше средней
заработной платы в регионе. Это порождает другое отношение к учителю, новое отношение к образованию – как к сфере, где
можно не нищенствовать, а зарабатывать. Или когда школа вступает в партнерство с предприятием и на старшей ступени организует
профильное обучение, профподготовку в партнерстве с конкретным предприятием, опираясь на какую-то практическую деятельность.
Это тоже социальный эффект новой организации труда.
Разного рода социальные инновации комплексных проектов становятся следствием более эффективных механизмов финансирования
– образовательное учреждение вынуждено искать новые методы работы, поскольку от этого зависит доход самого учебного
заведения.
– Игорь Михайлович, каково влияние разрабатываемых сейчас образовательных стандартов на реализацию комплексных
проектов или уже в работе на развитие эффектов, порождаемых КПМО?
– Это взаимное проникновение. Тут нельзя говорить, что одно определяет другое, потому что стандарты должны делаться
на базе той практики и конкретных изменений, которые есть в группе регионов, внедряющих КПМО. Если мы имеем образцы современной
практики и хотим на их базе описать требования ко всем, то мы должны на них опираться. Это первое.
Второе движение – в обратном направлении. Мы создаем новые школы, обеспечиваем кадровые изменения, оснащаем по-новому
образовательные учреждения, при этом мы должны ориентироваться на современные образцы. Смотрим на то, что предлагает рынок,
и на этом рынке выбираем наиболее современные образцы. Вспомните историю с интерактивными досками. Не было же ситуации, что
эти доски давно были и надо теперь их от маленькой группы школ распространить на большую. Это было предложение рынка IT. Что-то
из такого нового оборудования стали покупать, что-то не стали.
– Академик РАО Олег Ермолаевич Лебедев считает, что необходимо, например, разрабатывать ЕГЭ на три, четыре, десять
лет вперед, перспективная модель должна ориентировать учителей на развитие, а не на натаскивание учащихся. Видимо, необходимо
ориентироваться не только на рынок и на сегодняшние запросы социума?
– Понимаете, сказать педагогам, что через десять лет дети будут оценены по вот этим методикам, готовьте их вот так,
– мне кажется, что этот подход не совсем правильный. Потому что тем самым мы говорим: решайте эти задания, и они будут
ориентироваться только на эти контрольно-измерительные материалы.
С другой стороны, создание всяких сообществ учителей, сообществ школ, использующих перспективные контрольно-измерительные
материалы, поможет с разных сторон оценивать результаты, вырабатывать контрольно-измерительные материалы, их совершенствовать
и предъявлять сообществу.
Есть непрерывный процесс производства, закупки контрольно-измерительных материалов, потому что не госчиновники эти задачки
придумывают, а специальные разработчики, вузы, научные учреждения – это одна линия разработки. Другая линия –
это какие задачи нужны школам? Создавать сообщества школ, которые оценивают себя по тем или иным измерительным материалам,
это крайне важное направление.
– То есть не только «сверху спущенные», но и выработанные самим педагогическим сообществом?
– Да, фактически самим сообществом. При условии координации, конечно. Например, если бы возникло сообщество школ,
которые на себе апробируют тесты PISA или TIMSS, или PIRLS, или какие-то подобные отечественные разработки, сравнивают себя
друг с другом – на мой взгляд, деятельность таких сообществ может служить таким очагом креативной практики, в которой
вырабатываются новые контрольно-измерительные материалы.
– Насколько легитимна и необходима работа общественности над «народным» стандартом и над портфолио
как инструментом оценки реальных достижений учащихся?
– Нет тотальной и исключительной государственной функции по разработке стандартов. По закону «Об образовании»
федеральные органы власти обеспечивают разработку стандарта. Это означает, что мы формируем структуру государственного заказа
на закупку этих стандартов. Закупаются они у структур, которые выигрывают соответствующие конкурсы – общая процедура
в данном случае. В связи с этим разные подходы к разработке стандартов должны конкурировать, имея общий каркас требований,
формируемый министерством.
Дальше, если вы спросите, сложился ли этот рынок, есть ли достаточная конкуренция разработчиков и т.д. – нет, конечно.
Есть известные группы, которые давно рассуждают про стандарт, делают его. Их не так много. Они начинают конкурировать. Но
в то же время я должен сказать, что сейчас помимо достаточно узкого круга разработчиков и лиц, принимающих участие в разработке
стандартов, складываются достаточно отличающиеся, инновационные слои образовательной практики, которые можно анализировать
и на их базе делать стандарт. Не задавая его как эфемерную конструкцию «сверху», а ориентируясь на конкретные возможные
практические воплощения. Одни из них – это комплексные проекты модернизации образования.
По поводу портфолио есть разные разработки. Мы это обсуждение начали с февраля этого года с руководителями региональных
органов управления образованием. Совершенно нормальной будет ситуация, когда каждая школа в документах, которые она выдает
своему выпускнику (сейчас я не говорю, это документы государственного или негосударственного образца, это не важно), она по
некоторой стандартизированной форме может сформировать учет деятельности выпускника на протяжении всей его школьной жизни
в разных внеучебных, не связанных с уроками и учебными предметами, курсах. И выдача подобного набора достижений – это
и есть портфолио как механизм. Тот вуз, который при прочих равных условиях считает возможным взять выпускников с хорошим портфолио,
может это делать.
Такие механизмы мы продумываем, нормативно они очень сложно схватываются. Потому что система оценки качества всегда строилась
из соображения «соответствует эталону – не соответствует эталону». Портфолио – это другой механизм,
оценивается «есть потенциал – нет потенциала».
Мы готовимся направить в регионы материалы по итоговой аттестации и с ними договориться, в каком направлении нам двигаться.
– Какой может быть система оценки эффективности управления образованием?
– Есть взятые обязательства – выполняются они, тогда продолжаем поддержку, не выполняешь – не получаешь.
Сейчас делается государственная долгосрочная программа и внутри нее по теме «образование» предполагаются механизмы,
реализующие принцип «деньги в обмен на обязательства».
– Комплексные проекты будут продолжены после 2009 года?
–В 2009 году – да. После – идут обсуждения. Есть позиции, что надо поддерживать, есть идеи по разворачиванию
федеральной поддержки региональных проектов иной направленности и иного качества. Но это отдельная тема для разговора.
– К 2010 году все регионы должны же перейти на новую систему оплаты труда…
– Для этого в условиях, когда почти половина регионов уже прошла этот путь, не обязательно иметь федеральный механизм
поддержки региональных комплексных проектов. Можно свои деньги вкладывать, наблюдать за тем, что делают остальные, и на основе
этого стоить переход. К примеру, сегодня я буду в Ханты-Мансийске, где переходят на новую систему оплаты труда, не участвуя
в комплексных проектах. Там есть механизмы, в чем-то отличные от механизмов, реализуемых регионами, внедряющими КПМО. Однако
общие принципы очевидны – существенное повышение оплаты труда достойно работающих учителей. Россия Качество образования, Проектирование и управление, Национальный проект, Политика образования, Комментарии и мнения, Общее образованиесистема комментирования CACKLE |
 |
 |