Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Механизм участия органа государственно-общественного управления (управляющего совета) в процедуре государственной аккредитации образовательного учреждения на всех этапах ее реализации     

7.1. Подготовка.

Аккредитация учреждения проводится по его заявлению. Данный шаг, с одной стороны является необходимым, поскольку без проведения аккредитации учреждение не будет иметь право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования. Определены и рамочные сроки, в которые учреждение должно пройти процедуру. Однако у учреждения остается возможность выбрать оптимальный срок подачи заявления и прохождения процедуры с тем, что подготовиться к этой процедуре.

Рекомендуется введение нормы принятия решения управляющего совета о прохождении аккредитации и совместного подписания заявления директором школы и председателем управляющего совета.

Возможным вариантом является инициирование Советом независимой экспертизы школы по аккредитационным показателям (своего рода аудит качества). Она может проводиться по традиционным показателям качества государственной или негосударственной структурой, специализирующейся на проведении оценки (во многих регионах подобные услуги оказывают так называемые Центры качества образования) с которой совет (школа) заключает договор. Положительные результаты независимой экспертизы являются существенным аргументом в пользу подачи заявления. При наличии выявленных недостатков совет может разработать план их устранения как основу плана подготовки к аккредитации.

Управляющий совет должен принять самое активное участие в подготовке, а при готовности выступить ее организатором.

При этом подготовку не следует рассматривать как формальный и сугубо технический процесс сбора необходимых документов и создания условия для «встречи» экспертной комиссии.

Так, например, центральным предметом обсуждения при проведении аккредитации становится вопрос о статусе, на который заявляется школа. Вопрос о статусе прямо связан с вопросом об образовательной программе школы, участие в разработке и утверждении которой является важной задачей и одним из ключевых полномочий Совета. Экспертная комиссия служба строит программу аккредитации с обязательным учетом того, на какой статус, конкретный вид заявляет себя сама школа. Следовательно, непродуманная, неточная характеристика своей заявки может навредить, всем заинтересованным сторонам: администрации, учителям, родителям, учащимся.

Необходимые выводы и требования эксперты делают на основе экспертизы документов.

Если рассматривать форму участия Совета в подготовке документов, используемых при проведении экспертизы, то очевидна его роль в подготовке публичного отчета и (или) материалов    внутришкольной оценки (самооценки). Управляющий совет является организатором работы по подготовке данных документов.

Результаты аккредитации во многом зависят от качества подготовленных документов, поэтому важным является обеспечение соответствия содержания основных документов заявке, иначе как у администрации, так и у общественности может возникнуть неудовлетворенность результатами, ощущение недооценки ее усилий.

На стадии подготовки возможным и целесообразным является обращение за консультациями к специалистам по вопросам аккредитации, организация обсуждения с ними дискуссионных вопросов. Подобные действия могут быть инициированы Советом.

После приема заявления аккредитационная комиссия обязана уведомить учреждение о сроках проведения аккредитации.

Соответственно перед управляющим советом стоит задача организации информирования педагогической, родительской общественности, социальных партнеров. Известно, что не редки ситуации, когда в ходе аккредитации выясняется, что педагогический коллектив не знает о том, что именно по заявке школы в ней работает экспертная комиссия, воспринимает ее как неожиданную и странную проверку, цели которой неясны, а методы уж и вовсе удивительны. Еще более искаженная информация о «проверке» поступает к родителям. Отсюда   управляющий совет может стать партнером администрации по подготовке коллектива к проведению аккредитации с тем, чтобы ее цель, смысл были ясны,   всем было известно о времени, месте, особенностях проведения самой процедуры.

На подготовительном этапе школа вправе познакомиться с программой аккредитации и составом экспертной комиссии. Это дает возможность узнать, из чего будет складываться процедура, по каким параметрам, исходя из каких требований, норм будет оцениваться школа, каков объем работ в период аккредитации. Школа сможет учесть особенности процедуры аттестации, чтобы подготовить необходимые помещения, инструментарий.

В ряде регионов существует практика не письменного, а устного представления результатов самооценки школы, которое проводится до начала работы экспертной комиссии в школе в согласованные с аккредитационной комиссией сроки, но не позднее чем за неделю до начала аккредитации. Для этого целесообразно провести рабочую встреча членов экспертной комиссии с Управляющим советом в удобной для школы форме, на которой в докладе директора и (или) Председателя управляющего совета представить результаты деятельности школы. На этой встрече может быть уточнена и конкретизирована программа аккредитации, что позволит в известной степени ослабить психологическое напряжение, возникающее в коллективе школы и родительской среде.

Если с докладом выступает Председатель Совета, то целесообразно учесть следующие рекомендации. При устном выступлении лучше воспринимается сжатая, лаконичная, обоснованная, ясно изложенная информация, представленная наглядно. Существенными недостатками таких выступлений являются: неумение сконцентрироваться на главном, стремление рассказать все подробно, с множеством деталей, полностью воспроизвести "биографию" школы, в то время как устное выступление лучше было бы посвятить анализу конкретных результатов, показать их суть как итог деятельности школы, дать им качественную характеристику.

Для организации работы экспертной комиссии, возможно, потребуется создать условия, необходимые для анонимного анкетирования учащихся, родителей. Об этих особенностях работы комиссии Совет должен знать и участвовать в работе по созданию условий и минимизации рисков. 

7.2. Работа экспертной комиссии.

Период, когда экспертная комиссия работает в учреждении, характеризуется усилением эмоциональной нагрузки, возможностью конфликтов, профилактика которых во многом зависит от точной и своевременной координации разнонаправленных действий.

Специалисты отмечают, что неблагоприятной является ситуация, когда все замыкается на директоре школы, его заместителях. В этой ситуации управляющий совет может и должен оказать поддержку администрации и  оказывать максимальное содействие работе экспертной комиссии. Однако участие совета не должно быть сведена к «психологической» поддержке. 

Экспертиза традиционно предусматривает собеседование с руководителем образовательного учреждения, его заместителями.

Целесообразным представляется включение в программу экспертизы встречи с Председателем управляющего Совета, а возможно и с членами Совета. В «живой» встрече они могут представить свое видение особенностей школы, состояния и перспектив развития, раскрыть особенности общественного заказа, учитываемые при построении образовательного процесса.

Возможным вариантом является организация Советом встречи членов экспертной комиссии с родительской общественностью.

Как отмечалось выше, экспертная комиссия в ряде случаев организует анкетирование родителей и учащихся. Управляющий совет может оказать содействие в решении данной задачи. При этом не должны нарушаться правила проведения такого рода опросов - конфиденциальная информация, получаемая по анонимным анкетам, должна поступать напрямую в комиссию: ни сотрудники школы, ни члены Совета не может претендовать на ее предварительную расшифровку, хотя получить разъяснение по отдельным вопросам возможно.

Еще одной задачей управляющих в ходе экспертизы может стать обеспечение прозрачности и открытости процедуры экспертизы через организацию общественного наблюдения за ее ходом.

Ориентируя управляющих на тесное взаимодействие с экспертами, следует обратить внимание на нежелательность вмешательства членов в работу экспертной комиссии, любые попытки оказания давления на экспертов.

7.3. Завершение работы комиссии.

По результатам экспертизы комиссия подготавливает заключение, которое подписывается всеми ее членами и в соответствии с существующими нормами доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. 

В интересах расширения общественного участия в оценке качества образования и в ситуации становления в школе государственно-общественного управления целесообразно ввести норму обязательного ознакомления с результатами экспертизы членов управляющего совета. В управляющий совет должно быть передано заключение (отчет о результатах экспертизы) и предоставлено некоторое время для ознакомления. Затем необходимо организовать специальную встречу Совета с членами экспертной комиссии (вариант: заседание Совета), на котором заслушать сообщение руководителя экспертной комиссии о результатах экспертизы (выводах и рекомендациях). На данной встрече (заседании) члены Совета могли бы задать вопросы на уточнение и конкретизацию выводов и рекомендаций.

Членам Совета, представителям администрации и педагогического коллектива должна быть возможность высказаться ответно. Возможным является введение формата обязательного ответного выступления директора (председателя Совета).

В соответствии с существующими нормами заключение комиссии   является основанием   для издания в 2-недельный срок с момента оформления заключения проводящим приказа о признании образовательного учреждения аккредитованным. Приказ в 2-недельный срок со дня издания приказа выдаются образовательному учреждению и его учредителю. 

Получив текст заключения и приказ, управляющий совет должен провести работу по ознакомлению с результатами аккредитации педагогической, родительской общественности, социальных планеров школы:

  • разослать краткое резюме родителям всех учеников;
  • обеспечить доступность текста заключения для ознакомления в такое время и в тех местах, где это возможно для любых представителей общественности, которые этого пожелают;
  •  разместить текст заключения и приказа на информационном стенде;
  • разместить текст заключения и приказа на сайте школы

7.4. Организация работы по итогам аккредитации

После завершения процедуры аккредитации управляющий совет совместно с администрацией должен вернуться к рассмотрению ее итогов. Целесообразно провести дополнительный самоанализ выявленных в ходе проведения аккредитации недостатков и подготовить план (программу действий) школы, направленную на их устранение. Подготовка плана может быть поручена существующей или созданной временной комиссии с обязательным участием директора и его заместителей. Данный план должен быть стать предметом обсуждения на заседании Совета, по результатам которого может быть утвержден или направлен на доработку. Очевидно, что такая работа принципиально необходима в случае отказа учреждению в аккредитации. 

После утверждения целесообразно направить данный план (программу) учредителю, в службу аккредитации и ознакомить педагогическую и родительскую общественность с использованием рассмотренных выше форм. План действий должен описывать шаги, которые будут предприняты в отношении каждого из проблемных вопросов, с указанием точных сроков завершения. Возможным вариантом является внесение изменений в годовой план и программу развития школы. 

В публичном отчете школы по итогам года должны быть отражены результаты работы комиссии, содержание плана (программы) и результаты продвижения в его реализации. 

В соответствии с существующим Положением повторная   аккредитация может   проводиться по   требованию образовательного учреждения не ранее чем через двенадцать месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.                  

Соответственно на заседании Совета управляющий совет может рассмотреть вопрос о сроках проведения повторной аккредитации. Порядок подготовки и сроки к ней должны быть отражены в утверждаемом плане.

В соответствии с существующим Положением отрицательное заключение аккредитационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры.   Если в ходе общественного наблюдения за процедурой, организованного Советом получены свидетельства ее нарушения, то Совет может инициировать обращение в суд.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100