Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Механизм участия общественных институтов в аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений      

До недавнего времени существовало две процедуры – аттестация и государственная аккредитация, проведение которых регулировалось Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (Приложение к Приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 мая 1998 г. N 1327). В соответствии с изменениями, внесенными в Закон об образовании в 2007г., в дальнейшем будет проводиться единая процедура государственной аккредитации. В настоящее время положение о новом порядке единой процедуры государственной аккредитации находится в стадии разработки, однако, по мнению экспертов, алгоритм и базовые принципы процедуры не будут изменены.

Целью и содержанием экспертизы при государственной аккредитации образовательного учреждения является:

  • установление исполнения образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ;
  • установление соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;
  • установление статуса (типа, вида) образовательного учреждения на основании анализа деятельности образовательного учреждения.

При этом государственный стандарт общего образования (устанавливает нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Таким образом, сегодня государственная аккредитация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательном учреждении (включая качество условий, процесса и результатов).

В чем на сегодняшний день заключается стимулирующая функция аттестации (аккредитации) образовательных учреждений? Аккредитация, как отмечено выше, устанавливает статус (типа, вида) образовательного учреждения, что в результате отражается на объемах финансирования школы: норматив финансирования ученика в учреждениях повышенного статуса (лицеи, гимназии) выше, чем в средней общеобразовательной школе. Соответственно возрастает и размер оплаты труда педагогов данной школы.

Однако в существующих моделях экспертизы при проведении государственной аккредитации при определении статуса образовательного учреждения основной акцент делается на анализ структуры классов, уровня и направленности реализуемых образовательных программ.

Представляется, что принципам стимулирующей аттестации (аккредитации) в большей мере отвечает акцент на оценке качества усвоения программ по предметам, изучаемым на углубленном, расширенном, профильном уровнях.

С этой целью должны анализироваться результаты выполнения текущих диагностических работ, полугодовые, годовые и итоговые оценки, материалы внутришкольного контроля. При этом приоритет должен отдаваться результатам независимой экспертизы – единый государственный экзамен, новая форма аттестации выпускников основной школы, диагностические работы муниципального уровня и др. Сравнительный анализ сведений об участии выпускников в ЕГЭ в части предметов по выбору даст дополнительное обоснование для присвоения образовательному учреждению того или иного статуса.

Чем большая доля выпускников, обучавшихся по углубленным, расширенным, профильным программам, выбрала этот предмет для сдачи ЕГЭ и успешно прошла это испытание, тем выше качество освоения программ этой направленности, тем весомей будут аргументы в пользу присвоения повышенного статуса.

Дополнительными показателями качества образования в образовательном учреждении при решении вопроса о присвоении того или иного статуса могут быть сведения о результативности участия в предметных олимпиадах различного уровня, научно-практических конференций, турниров и др.

Оптимальны вариантом является установление повышенных показателей качества обучения по предметам   специализации школы (т.е результаты должны быть не просто выше, чем в средней общеобразовательной, но соответствовать установленным нормам).

При таком подходе дополнительное финансирование школе и педагогам будет выделяться не за статус как таковой, а за особое качество обучения.

В этом смысле выбор школой специализации будут выступать не просто результатом «предметного самоопределения», но взятием четких обязательств по показателям качества обучения. 

Реализация предлагаемого подхода позволит сделать аттестацию (аккредитацию) действительно эффективным финансово-экономическим и организационно-управленческим механизмом стимулирования качества работы педагогов общего образования.

Участие гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов осуществляется на двух уровнях:

  • Через представительство гражданских институтов в экспертной комиссии, проводящую оценку
  • Через участие в подготовке и проведении аккредитации органа государственно-общественного управления (Совета) образовательного учреждения

Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида (ст. 33, п.18 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии с действующим Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации   образовательных учреждений аттестация проводится государственными органами   управления образованием   субъектов Российской Федерации либо по их поручению или доверенности органами местного   самоуправления,   либо   государственными аттестационными службами субъектов Российской Федерации - учреждений начального   профессионального образования и других образовательных учреждений всех типов и видов, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации.   

Решением органа (службы), проводящего аккредитацию, создается аттестационная комиссия. В состав аккредитационную   комиссию, как правило,   включаются представители   образовательных   учреждений,   научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций   и объединений, кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом образовательном учреждении. Как показывает практика проведения аттестация (аккредитации) в регионах, участие представителей гражданских институтов, родительской общественности является крайне редки явлением. Общественная составляющая представлена преимущественно «профессиональной» общественностью. 

Для обеспечения подлинно государственно-общественного характера государственной аккредитации необходимо нормативно закрепить обязательность включения в процесс проведения аккредитации представителей общественности.

Нормативные акты должны определять основные принципы и порядок включения общественности в аккредитационные комиссии. За основу подхода к разработке данных принципов можно взять апробированные принципы участия представителей гражданских институтов в экспертизе в рамках конкурсного отбора национального проекта «Образование», когда гражданские институты выдвигают своих представителей в состав экспертной комиссии. 

Существует подход, согласно которому в нормативных актах регионального уровня необходимо четко определить перечень видов общественных объединений, могущих участвовать в аккредитации образовательных учреждений.

Более целесообразным представляется не составление ограниченного перечня, а формулирование набора требований (критерий), соответствие которым позволяет общественному объединению выдвинуть своего представителя для включения в аккредитационную комиссию.

Возможным вариантом является включение в аккредитационную комиссию членов муниципального органа государственно-общественного управления, а также членов управляющих советов других образовательных учреждений. В перспективе с созданием ассоциаций общественных управляющих возникнет возможности включения в состав комиссий представителей ассоциаций.

Представители общественности могут участвовать в аккредитации в двух основных позициях (иметь различный статус): эксперта и общественного наблюдателя. Для реализации позиции эксперта необходимым является организация специальной подготовки представителей общественности. Определенный опыт подготовки общественных экспертов накоплен в рамках национального проекта «Образование». 

Возможны следующие варианты организации работы общественных экспертов:

  • в составе единой группы экспертов (совместно с «профессионалами»);
  • самостоятельно (как группа общественных экспертов) с последующим представлением результатов (заключения) в комиссию.

Наряду с включением в аккредитационные комиссии представителей общественности можно рекомендовать иные меры, направленные на обеспечение государственно-общественного характера государственной аккредитации. Эти меры касаются формы и процедуры проведения аккредитации и перечня документов, представляемых образовательным учреждением при ее проведении. В соответствии с существующим положением форма и   процедура   проведения   аттестации,   аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом   (службой), осуществляющим аттестацию. Поэтому возможные изменения относятся к компетенции органов управления образованием субъекта РФ. 

Так, в соответствии с существующей нормой аккредитация учреждения проводится по его заявлению. Возможным вариантом является введение нормы проведения аккредитации по заявлению школы, в котором зафиксировано протокольное решение органа государственно-общественного управления. Заявление подписывается совместно директором школы и председателем управляющего совета.  

Традиционный перечень рассматриваемых при аккредитации документов включает:

  • устав образовательного учреждения
  • информационную карту ОУ;
  • учебный план;
  • расписание учебных занятий;
  • классные журналы;
  • годовой план работы школы;
  • рабочие программы по учебным предметам, факультативным, элективным курсам;
  • программы дополнительного образования;
  • локальные акты образовательного учреждения, отражающие специфику содержания и организации образовательного процесса;
  • сведения о повышении квалификации педагогических и руководящих работников;
  • план работы по повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
  • материалы внутришкольного контроля;
  • программа развития ОУ;
  • план методической работы;
  • др. материалы, представляемые по запросу экспертной комиссии.

В ряде регионов проводится опрос родителей и учащихся, используются материалы самооценки.

Представляется необходимым включение в состав обязательных документов публичного доклада школы, а также материалов внутришкольного государственно-общественного мониторинга и оценки качества, в т.ч., используемых для распределения стимулирующей части ФОТ. 

При ответственном подходе данные опроса родителей и учащихся используются при проведении государственно-общественного мониторинга и оценки и качества, подготовке публичного доклада. Однако аккредитационной комиссии может быть рекомендовано проведение независимого опроса указанных категорий.

Традиционно процедура проведения аккредитации включает собеседование с руководителем образовательного учреждения, его заместителями. Можно рекомендовать проведение встречи экспертной комиссии с председателем органа государственно-общественного управления на начальном этапе экспертизы и со всем составом Совета на заключительном этапе (для обсуждения результатов экспертизы).

Ключевой вопрос аккредитации – качество условий и подготовки учащихся – предмет пристального внимания действующего в школе органа государственно-общественного управления. Содержание деятельности Совета и его решения направлены на создание качественных условий для получения образования и неуклонное повышение качества результатов. Отсюда аккредитация как форма независимой оценки отвечает потребностям Совета с точки зрения выявления объективной картины существующего положения дел. С другой стороны, экспертиза является в известной степени экспертизой эффективности деятельности и конкретных решений Совета. Так, рассматриваемые при проведении аккредитации образовательная   программа и программа развития – разрабатываются и утверждаются Советом. Поэтому ответственность за результаты экспертизы должна ими разделяться.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100