Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Библиотека> НСОТ> Разработка моделей нормирования и стимулирования труда педагогических работников при переходе на НПФ> Участие гражданских институтов> Аттестация педагогов как организационно-управленческий механизм стимулирования качества их работы

Аттестация педагогов как организационно-управленческий механизм стимулирования качества их работы

Одним из главных оснований, используемых для расчета базовой части, являются результаты аттестации педагогов. Аттестация выступает организационно-управленческим механизмом стимулирования качества работы педагогов общего образования.

Основные задачи аттестации:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;
  • обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда путем установления соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой.

Стимулирующая функция аттестации возможна, если модель аттестации будет способствовать:

  • ориентации педагогических кадров на освоение современных психолого-педагогических, информационных технологий, 
  • апробации современных образовательных моделей   
  • инициации и реализации профессионально-личностного потенциала работников системы образования;
  • повышению уровня и качества образования в системе образовательных учреждений

В условиях введения новой системы оплаты труда, ухода от почасовой оплаты аттестация должна стимулировать расширение спектра видов деятельности, реализуемых педагогом.

Участие гражданских институтов в аттестации педагогов осуществляется на двух уровнях:

  • образовательное учреждение;
  • орган управления образованием.

На уровне образовательного учреждения участие гражданских институтов в аттестации осуществляется за счет систематизации и обобщения данных оценки работы педагога, полученных в рамках государственно-общественной оценки качества (см. выше). Они могут представляться в виде стандартной формы, оформляться в портфолио или заключения Совета по докладу учителя и представляются в аттестационную комиссию.

На уровне органа управления образованием участие гражданских институтов осуществляется за счет:

  • Участия гражданских институтов в согласовании критериев оценки педагогов, по которым осуществляется аттестация. (Это позволит определить предмет стимулирования – компетентностей педагога, которые отвечают ожиданиям общественности. Оптимальным вариантом является учет гражданского заказа при разработке стандарта педагогической деятельности);
  • Представительства гражданских институтов в аттестационной комиссии.

Во втором случае необходимо нормативно закрепить обязательность включения в аттестационную комиссию представителей гражданских институтов.

Нормативные акты должны определять основные принципы и порядок включения общественности в комиссии. За основу подхода к разработке данных принципов можно взять апробированные принципы участия представителей гражданских институтов в экспертизе в рамках конкурсного отбора национального проекта «Образование», когда гражданские институты выдвигают своих представителей в состав экспертной комиссии. 

Возможен вариант, согласно которому в нормативных актах регионального уровня четко определяется перечень видов общественных объединений, могущих участвовать в аттестации педагогов.

Однако более целесообразным представляется не составление ограниченного перечня, а формулирование набора требований (критериев), соответствие которым позволяет общественному объединению выдвинуть своего представителя для включения в аттестационную комиссию.

Наконец, в ситуации широкого внедрения советов общеобразовательных учреждений, именно общественные управляющие могут представлять основную часть общественности в аттестационных комиссиях (с ограничением на участие в аттестации педагогов «своей» школы).

Представители общественности могут участвовать в аккредитации в двух основных позициях (иметь различный статус): эксперта и общественного наблюдателя. 

Для реализации позиции эксперта необходимым является организация специальной подготовки представителей общественности. Определенный опыт подготовки общественных экспертов накоплен в рамках национального проекта «Образование». 

Возможны следующие варианты организации работы общественных экспертов в аттестационной комиссии:

  • в составе единой группы экспертов (совместно с «профессионалами»);
  • самостоятельно (как группа общественных экспертов) с последующим представлением результатов (заключения) в комиссию.

Позиция общественных наблюдателей обеспечивает контроль соблюдения установленного порядка проведения аттестации без участия в самих процедурах экспертизы.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100