Процедуры и механизм оценивания качества образования гражданскими институтами
При этом реализация данных полномочий предполагает наличие определенного набора эффективных управленческих инструментов
(процедур) и соответствующих документов (локальных нормативных актов).
Показатели качества, процедуры и формы его оценки, подходы к анализу результатов оценивания и их использованию пи принятии
решения о стимулировании, образующие систему оценки качества в школе, целесообразно зафиксировать в специальном
документе (Положение о системе оценки качества, Положение о государственно-общественном мониторинге и оценке качества, Политика
управления качеством и т.п.).
Совет может дать поручение своей комиссии разработать с участием администрации и методического совета проект данного документа
и утвердить его на своем заседании.
Педагогический коллектив, учредитель, родительская общественность и социальные партнеры школы должны быть ознакомлены с
данным документом. Содержание данного документа целесообразно ежегодно пересматривать и при необходимости вносить изменения.
Помимо контрольных показателей, зафиксированных в программе развития школы, целесообразно ежегодно согласовывать (утверждать)
Советом контрольные показатели, выступающие основанием дл оценки эффективности работы педагогов, директора, деятельности
школы:
- задачи ученических достижений (индивидуально, по классам, по ступеням обучения, по предметам и др.),
- задачи работы (развития, достижений) педагогов,
- задачи работы директора.
Оценка достижений учащихся, педагогов и директора осуществляется в порядке, зафиксированном в школьном Положении о государственно-общественном
мониторинге и оценке качества.
Для оценки достижений по согласованным показателям используются данные аттестации учащихся. Среди форм итоговой аттестации
важнейшими являются: независимая итоговая аттестация учащихся 9-х классов, и ЕГЭ - Единый государственный экзамен для выпускников
11 классов.
Возможно использование дополнительных инструментов (процедур) оценки, особенно для определения достижения контрольных показателей.
Вариантами оценивания в зависимости от объекта оценивании и зрелости государственно-общественной системы оценки качества
могут выступать:
Для учащихся:
- оценка комиссией Совета, с представлением данных в Совет;
- оценка независимыми экспертами по поручению Совета с представлением данных в Совет;
- оценка рабочей группой, созданной директором с представлением данных в Совет.
Для педагогов:
- оценка методистом по поручению комиссии Совета с представлением данных в Совет;
- оценка методистом по поручению директора с представлением данных в комиссию Совета;
- оценка рабочей группой, созданной директором, с представлением данных в Совет;
- оценка комиссией Совета, с представлением данных в Совет;
- оценка независимыми экспертами по поручению Совета с представлением данных в Совет;
- самооценка с представлением данных в комиссию Совета.
Для директора:
- оценка независимыми экспертами по поручению Совета с представлением данных в Совет;
- оценка комиссией Совета, с представлением данных в Совет;
- самооценка с представлением данных в комиссию Совета
Для проведения оценки могут использоваться опросы родительской и ученической общественности.
Оценки ученических достижений за прошедший год и задачи на следующий год должны быть представлены в ежегодном публичном
докладе школы.
Результаты оценки директора и педагогов фиксируются в специальных формах или оформляются в виде портфолио. Данные
формы могут носить как открытый, так и конфиденциальный характер. На данном этапе целесообразно обеспечить конфиденциальность
таких документов.
Портфолио предполагает открытый характер и доступность содержащейся информации как внутри школьного сообщества, так и широкой
общественности.
Возможен вариант выступления педагогов, директора с докладом на заседании комиссии Совета с последующим обсуждением. Комиссия
готовит представление в Совет на директора и учителей с результатами обсуждения.
Целесообразно осуществлять стимулирование не только индивидуальных достижений в текущей деятельности, но также и инновационных
проектов, реализуемых педагогами индивидуально или в составе проектных групп. Это предполагает включение в систему оценки
отдельного блока, связанного с экспертизой инновационных проектов и оценкой результативности их реализации. Представляется,
что данный подход позволяет более четко выделить предмет стимулирования, уйти от расплывчатой формулировки «участие в
инновационной деятельности».
Совет в данном случае инициирует конкурс проектов, проводит (поручает комиссии) экспертизу поступивших заявок,
отбирает проекты-победители и определяет объемы их финансирования. Финансирование может осуществляться как в виде грантов
(за счет внебюджетных средств), так и в рамках стимулирующих выплат из фонда заработной платы.
Особое внимание уделяется наличию в проекте конкретных результатов и ясных показателей их достижения. По поручению Совета
комиссия проводит мониторинг реализации проектов. Подобный мониторинг становится элементом школьной государственно-общественной
системы оценки качества. Данные мониторинга используются для принятия решений по распределению стимулирующих выплат,
по продолжению или прекращению грантовой поддержки также при проведении аттестации.
система комментирования CACKLE |