Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Роль и место гражданских институтов в предлагаемой модели

Выдвинутый тезис имеет два базовых основания:

1)      Гражданские институты как представители интересов налогоплательщиков должны выступить внешним экспертом результативности модернизации образования. Через участие в контроле и оценке качества, через публичную отчетность они получают объективные свидетельства улучшения работы школ и педагогов, свидетельства эффективности инвестиций в образование.  

2)      В рамках комплексной модернизации образования складываются механизмы, стимулирующие не традиционное качество образования, стандарты которого задавались внутри системы образования и не претерпели существенных изменений за последние десятилетия, а новое качество образования, востребованное в современном обществе, соответствующее ожиданиям и запросу потребителей образовательных услуг. 

Поэтому участие гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов общего образования может быть реализовано по следующим базовым направлениям:

а) участие в определении предмета стимулирования, т.е. оформление гражданского заказа на результативность и качество образования;

б) участие в определении оснований для стимулирования, т.е. осуществление контроля практической реализации гражданского заказа;

в) участие в определении, формировании и контроле за использованием ресурсной базы стимулирования, т.е. участие в формировании «бюджета стимулирования» и контроле за его исполнением.

Рассмотрим каждое из названных направлений.

Участие гражданских институтов в определении предмета стимулирования предполагает наличие (создание) механизмов участия общественности в определении приоритетов развития образования, стандартов содержания и условий образования, показателей оценки качества образования.

Участие гражданских институтов в определении оснований для стимулирования предполагает наличие (создание) механизмов участия общественности в оценке и контроле качества:

  • система информирования общественности – публичная отчетность всех уровней и др.;
  • система общественного наблюдения (участие представителей общественности в качестве наблюдателей в процедурах итоговой аттестации учащихся, аттестации педагогов и учителей и др.);
  • система общественной экспертизы (участие общественности в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, в инспекциях и проверках, в рассмотрении предложений, заявлений, жалоб, рекламаций граждан, в мониторинге программ и проектов, в экспертизе инновационных проектов и программ.

Участие общественности в определении, формировании и контроле использования ресурсной базы стимулирования предполагает наличие (создание) механизмов участия общественности в формировании бюджетов образовательного учреждения, муниципальной системы образования и контроле за их исполнением

Отсутствие даже одного из направлений обусловит неэффективность участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества, приводя к возникновению ситуаций, при которых:

  • гражданские институты оценивают и стимулируют качество образование, не отражающее их интересы и ожидания;
  • гражданские институты не имеют информации о результатах деятельности педагога, школы по значимым для них критериям;
  • гражданские институты не имеют возможности влиять на размеры стимулирующих выплат, что может снизить и даже свести на нет эффект стимулирования.

Для обеспечения комплексного характера участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов общего образования предлагаемая модель предусматривает, что участие гражданских институтов реализуется через представительство общественности (родители, местное сообщество) в органах государственно-общественного управления общеобразовательными учреждениями (управляющие советы, попечительские советы, советы школ), муниципальной системой образования (муниципальные государственно-общественные советы и др.), а также в структурах, осуществляющих оценку и контроль качества образования (аккредитационная комиссия, аттестационная комиссия и др.).

Соответственно, для обеспечения участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов существующей законодательной и нормативной базой федерального, регионального уровней, Уставами общеобразовательных учреждений должны быть предусмотрены указанные органы и структуры, предусматривающие представительство в них гражданских институтов, определен порядок представительства (выборы, кооптация, аккредитация), закреплены необходимые полномочия. 

Таким образом, участие гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов в первую очередь осуществляется через реализацию полномочий органов государственно-общественного управления.

В российском образовании применительно к определению целей, задач и полномочий органов государственно-общественного управления (далее Советов) реализуется подход, конституирующий указанные органы как органы стратегического управления образовательным учреждением (образовательной системой), т.е. принимающие решения, носящие стратегический характер, являющиеся принципиально важными для жизни и успеха школы в целом (в то время, как иные вопросы предполагает постоянное администрирование и профессиональный характер действий администрации).

В полномочиях Советов должны быть отражены все представленные выше базовые направления участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов общего образования.

Возможный подход к отражению в полномочиях Советов базовых направлений участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов общего образования направлений представлен в таблице:

 

Направление участия

Полномочия Совета

участие в определении предмета стимулирования, т.е. оформление гражданского заказа на результативность и качество образования;

 

утверждает образовательную программу образовательного учреждения

утверждает программу развития образовательного учреждения

участвует в разработке и согласовывает локальные акты общеобразовательного учреждения, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников общеобразовательного учреждения

участие в определении оснований для стимулирования, т.е. осуществление контроля практической реализации гражданского заказа

 

участвует в оценке качества и результативности труда работников общеобразовательного учреждения, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовывает их распределение в порядке, устанавливаемом локальными актами общеобразовательного учреждения;

обеспечивает участие представителей общественности в процедурах - обеспечивает участие представителей общественности в процедурах итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена; процедуры лицензирования образовательных учреждений; процедуры аттестации администраций образовательных учреждений; деятельность аттестационных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий; процедуры проведения контрольных и текстовых работ для учащихся, общественной экспертизы (экспертиза соблюдения прав участников образовательного процесса, экспертиза качества условий организации образовательного процесса в школе, экспертиза инновационных программ)

 участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад общеобразовательного учреждения

 

участие в определении, формировании и контроле использования ресурсной базы стимулирования, т.е. участие в формировании «бюджета стимулирования» и контроле его исполнения

 

согласует или утверждает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;

согласует или утверждает сметы бюджетного финансирования;

 утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;

содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования

Обобщая, можно сформулировать, что стимулирование педагогов осуществляется Советом в согласованном им объеме (в том числе – за счет привлеченных внебюджетных средств) на основе данных о качестве их работы, полученных при участии или под контролем Совета на основе согласованных Советом критериев и показателей качества (зафиксированных в программе развития, образовательной программе, Положении о  распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения и др.).

Таким образом, реальное участие гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов предполагает создание Советов с набором реальных управленческих полномочий, обеспечивающих формирование, формулирование, реализацию и сопровождение гражданского заказа на образование.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100