МОДЕЛЬ УЧАСТИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНСТИТУТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ |
Среди широко известных проблем, с которыми сталкивается сегодня отечественное образование (неактуальное содержание
образования, устаревшая и неадекватная материальная база, низкая зарплата учителей и т.д.) выделяет одна, без решения
которой не могут быть решены все другие проблемы, и отечественное образование не станет ни развивающимся, ни результативным.
Ее суть в том, чтобы образование действительно стало общенациональным политическим приоритетом. Для этого надо, чтобы
цели и содержание его деятельности, равно как и характеристики конечного продукта задавались – обществом (включая его
различные страты, группы и сообщества) бизнесом и государством. А это невозможно без активнейшего участия в выработке
и реализации образовательной политики основных реальных участников образования – учащихся, педагогов, родителей,
работодателей, гражданских некоммерческих организаций.
Национальная образовательная политика должна быть выражением общественного договора между всеми субъектами образования
– его заказчиками, его исполнителями, его благоприобретателями. Наличие такой политики есть гарантия того, что
оно действительно станет силой, консолидирующей общество, основой экономики знаний, сделает российскую цивилизационную модель
конкурентоспособной в условиях глобальных вызовов XXI века. Речь идет о вступлении отечественной системы образования в
качественно новый период своего развития. Его отличительной чертой будет реальное превращение образовательной политики из
ведомственно-государственной в общенациональную, а самого образования – из символа «неизбежного бюджетного
зла» в важнейший ресурс развития личности, общества и государства как базовых ценностей российской цивилизации.
Десятки миллионов граждан нашей страны ежедневно прямо или косвенно соприкасаются с системой образования. Можно утверждать,
что населению России свойственно устойчивое убеждение в ценности образования, в его важной роли для хорошей жизни. Установка
на необходимость получения детьми не только полного среднего, но и высшего образования воспринимается большинством родителей
как норма.
Этот «культ» образования с априорной уверенностью в его абсолютной, безотносительной ценности и качественности
можно, видимо, считать одной из важнейших причин столь трудного и медленного осознания гражданами необходимости собственно
общественного участия в образовательной политике, в формулировании и постановке перед системой образования собственного «образовательного
заказа». Продолжает доминировать сложившаяся за многие десятилетия установка воспринимать образование как монопольную
функцию государства.
Ограниченность участия общества, общественных институтов в изучении и решении проблем образования в высокой степени связана
с корпоративно-профессиональной замкнутостью системы. Язык, на котором формулируются и обсуждаются многие из этих проблем,
непонятен «широкой общественности», особенно если учесть отсутствия общепринятого толкования многих, даже базовых
понятий (например, качества и эффективности образования, соотношения образования и квалификации, непрерывности и инновационности
образовательного процесса и образовательных программ и др.).
Верно и обратное: «внешние» обсуждения проблем образования как социального института также не находит отклика
– их результаты обычно не «переводятся» на язык, принятый в системе образования, и уж тем более не формулируются
в формате проектов нормативных или распорядительных документов, «обязательных к исполнению». А поскольку, как уже
отмечалось, фактически единственным «платежеспособным заказчиком» для системы образования до сих пор является государство,
то она не склонна обращать внимание на иные источники потенциальных перемен (за единственным, пожалуй, исключением –
реакцией на платежеспособный спрос населения на «модные» специальности и направления подготовки).
В последние годы, однако, возник и всё более заметным становится «кризис доверия» общества (в первую очередь
родителей) к базовому звену всей «образовательной конструкции» – к качеству общего среднего образования. В
своей глубине он связан с очевидной неготовностью выпускников школы к собственному социальному самоопределению, с гражданской
инфантильностью, с неразвитостью тех личностных качеств (компетенций), которые помогают молодому человеку ответственно принимать
решения, ответственно строить отношения, ответственно относиться к себе и другим. Вопрос о качестве приобретенных знаний,
не утрачивая актуальности, трансформируется родителями в вопрос о качестве образования как интегральном показателе социальной
и культурной зрелости их взрослеющего ребенка. Они начинают выдвигать перед школой требования, которые та не в состоянии удовлетворить,
поскольку в традиционном арсенале ее педагогических средств нет соответствующего инструментария.
Осуществляемый в настоящее время более чем в двадцати регионах страны комплексный проект модернизации образования
предполагает развертывание гражданского участия на школьном, муниципальном и региональном уровнях. При этом общественные советы
(управляющие, попечительские) школ наделяются правом участия в разработке (вместе с учредителем и администрацией) образовательной
программы учебного заведения и в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда тем учителям, которые внесли наибольший
вклад в реализацию этой программы. Образовательная программа фактически становится общественным договором между системой
образования (в лице школы) и обществом (в лице родителей по поводу гражданского заказа на социальную составляющую качества
образования в дополнение к традиционной учебной.. Настало время нормативно закрепить участие общественных институтов в формировании
образовательной политики и создать все условия, необходимые для усиления их роли в образовании как государственно-общественной
системе.
В настоящей разработке представлена модель сопряжения интересов двух важнейших, но никогда прежде не оказывавшихся
в прямой взаимозависимости субъектов: собственно образования в лице конкретного учителя (исполнителя) и общества (как заказчика
в лице гражданского института) оценивающего качество выполнения заказа посредством прямого участия в определении
стимулирующей части заработной платы учителя.
Создание такой модели стало возможно благодаря комплексному проекту модернизации образования, центральной идеей которого одновременное
и взаимосвязанное продвижение сразу по пяти направлениям:
Внедрение новой системы оплаты труда учителей, предусматривающей выделение в фонде оплаты их труда стимулирующей
части, выплаты из которой осуществляются за результативность и качество труда.
Введение нормативного подушевого финансирования по принципу «деньги следуют за учеником», что стимулирует
конкуренцию между школами за контингент учащихся, причем основным конкурентным преимуществом выступает качество образования.
Развитие новой системы оценки качества образования, предполагающее не только введение независимых форм и объективированных
методов его оценки, но и переход к новым представлениям о самом феномене качества образования (в частности, использование
таких показателей, как: образовательные достижения учащихся и их динамика, развитость ключевых (надпредметных) компетентностей, степень
удовлетворенности полученным образованием, степень участия в классом и внеклассном образовательном процессе и др.).
Развитие сети общеобразовательных учреждений – введение стандартов качества условий обучения учащихся как необходимого
элемента качества образования.
Расширение общественного участия в управлении образованием: создание механизмов участия гражданских институтов (общественное
участие) в оценке в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества
работы педагогов и школ (через создание органов государственно-общественного управления, наделенных полномочиями по распределению
стимулирующей части фонда оплаты труда, введение публичной отчетности образовательных учреждений, обеспечение участия общественности
в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений).
Таким образом, можно говорить о новой ориентации моделей финансирования и управления:
- финансирование по результатам;
- управление, ориентированное на результат
При этом в отличие от принципов грантовой поддержки школ в рамках национального проекта «Образование»
или в дополнение к этим принципам, вознаграждаются только те достижения педагога, которые проявились в детской образовательной
деятельности и в эффектах, связанных с реализацией образовательной программы школы. Именно поэтомуучастие гражданских институтов
в оценке и реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов
общего образования является ключевым звеном стимулирующей модернизации.
система комментирования CACKLE |