Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Организация аттестационных процедур в дистанционном режиме

Опишем процесс прохождения аттестации условного педагогического работника в автоматизированном режиме. В данном описании рассмотрим предельные вариант автоматизации с целью иллюстрации всех возможных вариантов автоматизации аттестационных процедур.

Примерно 20 августа текущего года на сайте аттестации педагогических работников условного региона учитель читает объявление о начале аттестационных процедур в автоматизированном режиме. В описании этого режима содержится информация о размещённых на сайте электронных формах портфолио учителя или годового публичного отчёта учителя, а так же перечень показателей уровня проявления профессиональных компетентностей педагога и индикаторов, выражающих результативность учащихся данного педагога. 

На сайте так же даны полные развёрнутые рекомендации учителю по формированию портфолио или годового публичного отчёта, а так же рекомендации школьным аттестационным комиссиям и методическим службам по заполнению форм со значениями представленных в них индикаторов результативности учащихся.

Учитель имеет возможность так же зарегистрироваться на сайте, тем самым обозначив намерение в конце года представить пакет материалов с целью прохождения аттестационных процедур с последующим присвоением квалификационной категории.

До 31 декабря текущего года все педагоги, желающие пройти аттестации в текущем учебном году регистрируются на сайте, заполняя электронную форму заявления.

К 10 января в адрес педагогов и образовательных учреждений, в которых они работают автоматически рассылаются уведомления о начале аттестационных процедур. Это позволяет работодателю получить сводный список всех аттестующихся педагогов для планирования работы школьной аттестационной комиссии или методической службы.

После регистрации на региональном сайте аттестации педагогических работников учитель начинает работу по формированию электронного портфолио или годового публичного отчёта. Технически эта работа может выстраиваться двумя способами:

1. Учитель в режиме off-line работает со специальной сервисной программой, которая позволяет разместить всю необходимую информацию (тексты, цифровые копии документов и др.) в нужном формате и автоматически готовит сводный файл, который может быть записан на магнитный носитель и затем размещён на сайте. Требования к

Сервисной программе просты: она позволяет учителю просто вставлять в специальные окна блоки текста, таблицы, ссылки на Интернет-ресурсы или файлы.

2. Учитель заполняет необходимые формы непосредственно на сайте аттестации педагогических работников. В этом случае сервисная программ непосредственно должна быть встроена в портал, позволяя дополнять сводный файл учителя.

В целом система должна работать так, чтобы обеспечить хранение и обработку сводных файлов учителей. Образно можно себе представить такую базу даны в виде трёхмерной матрицы, каждый горизонтальный слой который представляет собой сводный файл учителя, который состоит из упорядоченных данных. Совокупность сводных файлов (горизонтальных слоёв матрицы) скоординированных друг с другом поэлементно (по каждому блоку и параметру портфолио или годового публичного отчёта) структурирована таким образом, что позволяет не только хранить данные, но и производить их анализ по каждому параметру, заложенному в форму портфолио (в том числе по формальным признакам принадлежности учителя к тому или иному муниципалитету, школе или в соответствии со специальностью или образованием, например).

Параллельно аттестационные комиссии образовательных учреждений аналогичным образом работают над заполнением форм по индикаторам, отражающим результативность учащихся каждого педагога, внесённого в официальное уведомление об аттестуемых в данном учебном году педагогах, полученное директором школы.

Согласно региональному нормативному акту срок внесения сводных файлов педагогов и школьных аттестационных комиссий (по каждому педагогу) на портал аттестации педагогических работников ограничивается, например, 30 июня. После чего начинается новый этап аттестационных процедур – экспертиза материалов сводных файлов, представленных педагогов.

Для экспертизы материалов формируется состав экспертов. В экспертизе материалов каждого педагога участвуют 2 эксперта, которые выбираются автоматически из утверждённого списка в соответствии со специальностью аттестуемого педагога.

Эксперты анализируют только сводные файлы педагогов. В шкале оценок по каждому параметру рекомендуется установить только 2 значения (0 и 1 – данный параметр подтверждён или нет). Для некоторых параметров возможно установление трёхбалльной шкалы (0, 1 и 2) для случаев, когда необходимо кроме подтверждения (1 балл) или неподтверждения (0 баллов) уровня проявления той или иной профессиональной компетентности учителя по данному параметру, эксперты выражают мнение относительно наличия авторских материалов в представленных документах (2 балла). Эксперты, участвующие в экспертизе сводных файлов не знают персональных данных оцениваемых педагогов, что обеспечивает объективность оценки. Каждый сводный файл анализирует 2 эксперта. Результаты вносятся в специальный электронный протокол. В случае конфликта данных у экспертов, оценивающих сводный файл одного и того же педагога автоматически генерируется запрос третьего эксперта, мнение которого учитывается (как решающее) только по показателям, оценки по которым вошли в конфликт у двух основных экспертов.

Сводные файлы по индикаторам, выражающим результативность учащегося данного педагога, которые были подготовлены и внесены на сайт аттестации педагогических работников школьными аттестационными комиссиями, экспертами не анализируются. Специальная программа подсчитывает сводный балл по каждому индикатору, после чего данные считаются готовыми к процедуре вынесения решения об экспертизе материалов по каждому педагогу.

Вынесение решения происходит автоматически. Из сводного файла с индикаторами данные перекачиваются в сводный файл учителя, после чего идёт простой подсчёт баллов по формуле:

S= Σ(Пk * Ik), где S – суммарный балл портфолио или годового публичного отчёта учителя, Пkбалльное значение k-того показателя сводного файла учителя, Ik – суммарный балл группы индикаторов (из сводного файла индикаторов), отнесённых к численным характеристикам k-того показателя. Сумма произведений Пk и Ikи есть вынесенное решение экспертной группы в отношении материалов данного педагога. На этом этап вынесения решения об экспертизе материалов по каждому педагогу закончен.

На следующем этапе должно быть вынесено решение главной региональной (или муниципальной) аттестационной комиссией. С этой целью с базы данных сайта делается распечатка итогов экспертизы по каждой группе педагогов в соответствии со специальностью или преподаваемым предметом (осуществляемым видом деятельности). Списки кодированы, в них не значатся фамилии педагогов, а содержатся только идентификационные шифры.

Возможно 2 варианта дальнейших процедур:

Вариант1. Аттестационная комиссия устанавливает в представленных списках градацию в соответствии с установленными в объявлении о начале аттестации требованиями, выраженными в баллах.

Вариант 2. Аттестационная комиссия проводит деление записей в каждом списке на группы в соответствии с рейтингом каждой записи в представленном списке. Представленное в итоге деление должно установить соответствие учителя, зашифрованного в данной записи, той или иной квалификационной категории.

Независимо от того, в каком варианте была произведена процедура установления квалификационных категорий, после произведения такой процедуры, списки дешифруются. Заполняется специальный протокол с персональными данными педагогов, который подписывают члены главной аттестационной комиссии.

Результаты аттестации вывешиваются на сайте аттестации и публикуются в других СМИ. Учителям и образовательным учреждениям, в которых эти учителя работают высылается специальное уведомление об итогах аттестации. К 20 августа (перед объявлением очередной аттестации на сайте аттестации педагогических работников) все аттестованные учителя в муниципальных органах управления образованием получают аттестационные листы, которые являются документом, подтверждающим квалификационную категорию педагога.

Такую автоматизированную аттестацию можно производить раз в 3 или 5 лет. Возможен и такой вариант, когда подобную процедуру все педагоги региона проходят ежегодно. Первые 2 года результаты аттестации действуют в течении года на основании нового выданного аттестационного листа. С прохождением учителя аттестации в течении трёх лет подряд, формируется сводный трёхлетний показатель, который и устанавливает квалификационную категорию педагога на год. На следующий год в данном сводном трёхлетнем показателе будет учтён результат новой годовой аттестации и «выпадет» результат самой первой аттестации, появится «свежий» трёхлетний показатель, на основании которого квалификационная категория учителя может быть повышена или понижена.

Это обеспечит непрерывность в развитии уровня профессиональных компетентностей педагогических работников и позволит максимально объективно аттестовать педагогические кадры. За каждым педагогом остаётся право не проходить аттестацию, но в этом случае он не будет иметь квалификационной категории.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100