Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Рекомендации по встраиванию в действующее нормативное правовое поле нового содержания аттестации педагогических работников

1. Общее описание рекомендаций

Действующие в настоящее время  нормы в сфере аттестации педагогических работников представляют собой единую систему  взаимосвязанных между собой требований и условий, в рамках которых осуществляется процесс аттестации. Одним из существенных элементов такого рода системы выступает распределение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. 

Как было указано выше, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года, N 3266-1 в статье 28 относит установление порядка     аттестации    педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием относит к компетенции Российской Федерации.

 В то же время следует учесть то, что согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования относится к компетенции образовательного учреждения.  Статья 28 указанного закона относит к компетенции Российской Федерации в области образования   установление ставок заработной платы и должностных окладов работников исключительно федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп.        

  П.7. Постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» устанавливает, что разряды оплаты труда работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются по результатам аттестации служащих. Кроме того, согласно пункту 81 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 решение аттестационной комиссии является одним из оснований для установления ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. То есть аттестация как таковая выступает элементом, напрямую влияющим на заработную плату работника учреждения. 

Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, изложенная в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03   предполагает, что система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя выплаты, предусмотренные действовавшей системой оплаты труда (доплаты за наличие ученой степени, почетного звания «Заслуженный работник...» в сфере образования, государственных наград и т.п.), составляющие не более 50% от стимулирующей части оплаты труда, а также   поощрительные выплаты по результатам труда, в том числе и премии (п.6.1.).

Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда работников   государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с этим полагаем, что  данная ситуация, при которой субъекты федерации не могут регулировать порядок аттестации работников подведомственных учреждений, при том, что назначение заработной платы указанным работникам регулируется на основании решений, принятых органами государственной власти субъектов федерации, а также органами местного самоуправления и актами подведомственных указанным органам образовательных учреждений не может являться приемлемой.

Согласно вышеуказанной модельной методике распределение поощрительных выплат по результатам труда стимулирующей части фонда оплаты труда производится   органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, по представлению руководителя учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации. Критериями для осуществления данных выплат главным образом являются качество обучения и воспитания учащихся.

Примерное положение о распределении централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений в п.2.6 также предполагает оценку деятельности указанных руководителей, в том числе и по наличию такого критерия как обеспечение государственно-общественного характера управления в учреждении (наличие органов ученического самоуправления, управляющих или попечительских советов и др.).

То есть, организационные механизмы, обеспечивающие построение новой системы оплаты труда предполагают участие в установлении конкретных выплат работникам образовательных учреждений гражданских институтов- органов самоуправления, общественных организаций, граждан. В связи с этим,   следует также отметить необходимость обеспечения более широкого участия в процессе аттестации различного рода гражданских институтов- органов самоуправления образовательными учреждениями, граждан, общественных организаций, что, несомненно, сделает процесс аттестации более независимым и качественным.

Такого рода участие должно предполагать   включение в процесс проведения аттестации указанных гражданских институтов с установлением обязанности учитывать предъявляемые ими требования при вынесении решений по результатам аттестации.

Следует отметить, что для образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней принципиально важным требованием, предъявляемым к аттестации должно выступать обязательное наличие причинно-следственной связи между фактом успешного прохождения аттестации соответствующим работником и повышением степени эффективности его работы, при котором, будет обеспечиваться гарантированное повышение эффективности работы учреждения в целом, выраженное в конкретных показателях.

 Нынешний порядок аттестации не гарантирует повышения качества работы учреждений, в которых работают аттестуемые, представляя собой не столько процесс определения фактического уровня профессиональной подготовки и соответствия педагогического работника какой-либо должности,   сколько организацию контроля за   полнотой набора представляемых в комиссию документов и за соответствием содержания представляемых документов установленным требованиям.   За рамками такого рода контроля, как правило, остается справедливая и комплексная оценка реальных результатов профессиональной деятельности того или иного педагога или руководящего работника, определяющая степень его соответствия занимаемой должности, а также потенциал педагога в части, касающейся повышения эффективности образовательного учреждения в целом.

В результате процесс аттестации принимает формальный характер, зачастую не отражая реальной ситуации профессионального развития педагога, его соответствие занимаемой должности. При такого рода организации   аттестация, как правило, не в полной мере   отражает    творческий потенциал того или иного педагога.

В связи с изложенным, полагаем возможным сделать следующие выводы:

  • нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения аттестации   педагогов должны содержать положения об обязательном участии в процедуре их проведения институтов гражданского общества – общественных организаций (в том числе выражающих интересы родителей обучающихся), что будет обеспечивать реализацию принципа государственно- общественного характера управления образованием применительно к аттестации;
  • нормативные правовые акты должны исключать формальный характер аттестации, основывающийся исключительно на исследованиях представленных документов, что требует введения новых форм  и процедуры проведения аттестации, включающей оценку творческих профессиональных достижений, профессионального и творческого потенциала педагогического работника, объективную оценку его деятельности различными субъектами, в том числе родителями (органами и организациями, представляющими их интересы), публичный характер процесса проведения аттестации. В этих целях необходимо изменение порядка работы аттестационных комиссий, процедуры проведения аттестации, придание процедуре аттестации большего значения для профессионального роста педагога, увязывание аттестации с системой мер по модернизации   конкретного образовательного учреждения,    обеспечение более всесторонней оценки деятельности педагога за рамками представленных им документов, обеспечение публичного характера процесса проведения аттестации;
  • требует особого подхода регулирование статуса экспертов, участвующих в аттестации педагогических работников. Уровень квалификации экспертов, их способность к эффективной оценке деятельности педагогических работников должны иметь важнейшее значение при достижении целей аттестации. Создание института независимых экспертов, участвующих в аттестации педагогических работников и в более широком контексте – осуществляющих    экспертизу программ, проектов, решений органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных учреждений в сфере образования, могло бы в наибольшей мере обеспечить  реализацию механизма государственно - общественного характера управления образованием. В этом отношении следует признать целесообразным делегирование как можно большего числа полномочий органов управления образованием и образовательных учреждений специальным организациям, в том числе организациям, объединяющим экспертов в сфере образования.   Включение такого рода организаций в процесс управления, в том числе в качестве субъектов аттестации положительно скажется на системе образования в целом, так как позволит делегировать им часть управленческих функций, освободит процесс исполнения данных функций от бюрократических наслоений, свойственных деятельности государственных органов и т.д. В последующем, при наличии соответствующих нормативных правовых актов, такого рода организации могли бы иметь статус саморегулируемых, тем более, что передача ряда государственных функций саморегулируемым организациям   выступает одним из важных направлений проводимой в Российской Федерации административной реформы;     
  • является необходимым расширение прав органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления при регулировании аттестации педагогических работников;
  • важным требованием к аттестации следует признать обеспечение для педагога, прошедшего аттестацию, более широких возможностей для профессионального роста. То есть успешное прохождение аттестации должно порождать не только право   на повышение тарифной ставки, но и открывать перед работником значительно более широкий круг возможностей для профессионального роста (карьеры) и повышения статуса. 

2. Предложения по изменению нормативных правовых актов, регулирующих аттестацию   педагогов

1. В Закон РФ «Об образовании» полагаем возможным внесение следующих  изменений:

 Пункт 12 статьи 28 (Компетенция Российской Федерации в области образования) сформулировать в следующей редакции:

«12. установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, в части касающейся определения целей, задач аттестации, контроля за проведением аттестации, статуса аттестационных комиссий и регламента их работы, реализации решений указанных комиссий»;

пункт 16.1 статьи 29 (Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования) сформулировать в следующей редакции:

 «16.1) проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, регулирование порядка проведения аттестации в вопросах, не относящихся к компетенции Российской Федерации».

Дополнить пункт 4 статьи 56 (Трудовые отношения в системе образования (дополнительные основания для увольнения педагогического работника)) абзацем пятым следующего содержания:

«4) отказ  педагогического   работника от профессиональной переподготовки, повышения квалификации рекомендованной ему по результатам    аттестации.».      

В Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Приказ Министерства образования Российской Федерацииот 26 июня 2000 года № 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», возможно, внести следующие изменения:

  •   в пункте 1.1. после слов «…педагогических и руководящих работников…» дополнить словами: «(далее по тексту также - педагогических работников)». 
  • пункт 1.3.   дополнить абзацами четвертым, пятым и шестым следующего содержания:
  • «обеспечение подтверждения соответствия аттестуемого  требованиям профессиональной компетенции (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности);подтверждение готовности аттестуемого к соблюдению норм профессиональной педагогический этики;обеспечение возможностей профессионального роста для аттестуемого.».
  • пункт 1 .5. дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
  • «иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти   субъектов российской Федерации.».
  •  пункт 1.8. –исключить.
  • пункт 2.1. сформулировать в следующей редакции:
  • «2.1. Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является заявление работника. Перечень документов, подаваемых в аттестационную комиссию, одновременно с заявлением устанавливается соответствующими органами управления образованием, образовательными учреждениями, создающими аттестационную комиссию.»
  • пункт 2 .4. дополнить абзацем шестым следующего содержания:
  •  «Соответствующие органы управления образованием, образовательные учреждения, создающие аттестационную комиссию вправе устанавливать перечень документов, предоставляемых аттестуемым в аттестационную комиссию одновременно с представлением.».
  • в пункте 3.1. после слов «…могут быть образованы экспертные группы» дополнить словами: «, формируемые из числа независимых сертифицированных в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации, экспертов.».  
  • пункт 3.6. сформулировать в следующей редакции:
  • «3.6. Аттестационная комиссия формируется   из представителей органа управления образованием, в том числе из подразделения по вопросам   кадров, юридического (правового) обеспечения деятельности соответствующего органа управления, работников образовательных учреждений, представителей общественных организаций и объединений (в том числе представляющих интересы родителей обучающихся), средств массовой информации, осуществляющих деятельность в сфере образования, независимых сертифицированных экспертов. Число независимых сертифицированных экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.».
  • дополнить Положение пунктами 3.6.1., 3.6.2., 3.6.3. 3.6.4. следующего содержания:«3.6.1.Аттестация педагогических и руководящих работников должна предполагать обязательное выступление аттестуемого перед комиссией с представлением индивидуального плана работы, связанного с планом развития образовательного учреждения, отчет о вкладе в развитие образовательного учреждения в части, касающейся планирования и реализации деятельности, осуществления различных проектов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью. Обязательным элементом аттестации должна являться процедура публичного обсуждения вышеуказанного выступления аттестуемого, результаты которой должны учитываться при принятии решения аттестационной комиссией.       

 3.6.2. Порядок осуществления деятельности   аттестационных комиссий, в части, не урегулированной настоящим приказом, в том числе требования к содержанию выступления аттестуемого, определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию. Орган управления образованием, образовательное учреждение создающие аттестационную комиссию вправе вводить    в качестве элемента процедуры аттестации аттестационные тесты, обеспечивающие проверку знаний аттестуемым в сфере образования, необходимых для занятия соответствующей должности.

 3.6.3. Текст выступления аттестуемого, представление, а также решение аттестационной комиссии, состав и регламент ее работы подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации и(или) на официальных сайтах соответствующих органов и учреждений, создавших аттестационную комиссию .». 

  • в пункте 3.7. Приказа термин «работники» заменить термином «лица».
  • дополнить положение пунктом 3.7.1. следующего содержания:«Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной деятельности аттестуемого. В целях объективного проведения аттестации   аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.Обсуждение профессиональных и личностных качеств аттестуемого применительно к его профессиональной   деятельности должно быть объективным и доброжелательным.».
  • пункт 3 .8. дополнить подпунктами «д» и «е» следующего содержания: «д) соответствует заявленной квалификационной категории при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;е) соответствует заявленной квалификационной категории и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантных должностей   в образовательных учреждениях и (или) органах управления образованием  в порядке профессионального  роста.».
  • пункт 4.1. сформулировать в следующей редакции:«Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. При необходимости данный приказ должен содержать указание на включение прошедшего аттестацию работника в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантных должностей   в образовательных учреждениях и (или) органах управления образованием в порядке профессионального роста или о направлении его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии или после прохождения повышения квалификации или профессиональной переподготовки, в случае, если такого рода рекомендация содержалась в решении аттестационной комиссии.
  • В аттестационный лист вносится запись о решении аттестационной комиссии, указывается дата и номер приказа. Аттестационный лист подписывается руководителем органа управления образованием или образовательного учреждения, членами комиссии  и заверяется печатью».

Примечание- данные изменения пункта 4.1. влекут необходимость внесения соответствующих изменений в типовую форму аттестационного листа , утвержденную приложением № 2 к положению о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

  • дополнить положение пунктом 4.4. следующего содержания:«4.4. При отказе педагогического или руководящего работника от профессиональной переподготовки, повышения квалификации, рекомендованной по результатам аттестации  орган управления образованием, образовательное учреждение вправе   уволить указанного работника   в соответствии с законодательством.».

В целях создания института независимых экспертов, обеспечивающих эффективное и качественное проведение аттестации, а также могущих выступать в более широком контексте - в роли экспертов, осуществляющих экспертизу решений, принимаемых органами управления образованием, образовательными учреждениями, полагаем возможным рекомендовать принятие на федеральном уровне   специального акта, регламентирующего статус такого рода   экспертов. Такой акт мог бы иметь вид специального положения, утверждаемого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Примерное содержание данного положения могло бы выглядеть следующим образом:

СКАЧАТЬ:

Положение о сертификации экспертов в сфере образования 
Приложение к положению о сертификации экспертов в сфере образования 
система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100