Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Обзор нормативных правовых актов, регламентирующих    аттестацию педагогических работников (в части форм, процедур, содержания и регламентов деятельности аттестационных комиссий,   статуса экспертов)

1.     Обзор федеральных нормативных правовых актов в сфере аттестации

 Аттестация выступает в роли важнейшего организационного механизма определения квалификации работника. С одной стороны, аттестация служит основной юридической формой проверки и оценки уполномоченным органом (аттестационной комиссией) необходимых трудовых качеств работников, направленной на выявление наиболее компетентных и высококвалифицированных работников, а с другой - формой реализации гражданами права на труд в соответствии со своим призванием, способностями, желанием. В силу своих свойств аттестация как инструмент наиболее распространена в сферах, имеющих особую важность для функционирования общества - в государственном управлении, в технологически сложных отраслях промышленности, образовании и т.д. Законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников - ни в Трудовом кодексе РФ, ни в ином нормативном правовом акте общеотраслевого и обязательного характера не установлено, что любой работодатель должен периодически проверять профессиональную пригодность своих работников.

Для некоторых работодателей, осуществляющих отдельные виды деятельности, аттестация персонала в соответствии со специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами является обязательной. Так, например, муниципальные служащие подлежат аттестации один раз в три года в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ   «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязательной аттестации подлежит руководитель унитарного предприятия в порядке, установленном собственником указанного предприятия.

В качестве примера установления обязательности аттестации возможно привести утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий   в котором устанавливается порядок проведения аттестации руководителей унитарных предприятий с целью объективной оценки их деятельности   и определения их соответствия занимаемой должности, оказания содействия в повышении эффективности работы предприятий, стимулирования профессионального роста.

Обязательность аттестации также установлена специальными федеральными законами в отношении работников, осуществляющих деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, работников, ответственных за обеспечение безопасности судоходства, - работников опасных производственных объектов и т.д.

В законодательстве отсутствует определение понятия аттестации. Тем не менее, в литературе аттестация определяется как определение квалификации работника с целью проверки соответствия его занимаемой должности, которая проводится с целью наиболее рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело, способствующее дальнейшему улучшению подбора и воспитания кадров, повышения их деловой квалификации (См.: Юридический энциклопедический словарь – М.: «Советская энциклопедия», 1987. с. 30).

Применительно к государственным гражданским служащим аттестация определяется как «юридическая обязанность проходить периодическую проверку уровня своей профессиональной подготовленности (квалификации) и соответствия занимаемой должности, организуемой представителем нанимателя в соответствии с установленными правилами с целью оптимизации использования кадров, стимулирования роста их квалификации, повышения ответственности и установления возможности сохранения, изменения или прекращения служебных контрактов» (См.:   Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. –М.: ОАО Издательский Дом «Городец», 2005. с.82-83). 

Толковый словарь терминов и понятий дает определение аттестации как процесса оценивания соответствия кого-либо или чего-либо некоторым критериям, степени наличия или отсутствия тех или иных признаков, в совокупности характеризующих качество объекта оценки (См.: Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий. М.: Нива России, 1996. с. 15.).

 Аттестация может также определятся в узком и широком смыслах: так, в узком смысле аттестация определяется как проводимая предприятием, учреждением, организацией с помощью аттестационной комиссии в целях постоянного повышения деловой квалификации и идейно-политического уровня работников, улучшения их подбора и расстановки периодическая проверка деловых, политических, организаторских, моральных и личных качеств работников определенной категории в специальной организационной форме; в широком - как определение квалификации, уровня знаний работника, учащегося, гражданина, соответствия его деловых и политических качеств определенной профессии, специальности, квалификации или должности (См.: Курилов В.И. Аттестация специалистов народного хозяйства. М., 1981. с. 8.).

В любом случаеаттестация представляет собой, прежде всего, определение уровня компетентности и соответствия того или иного работника занимаемой должности.

 Подобного рода подход к определению аттестации отражается в соответствующих нормативных правовых актах. В связи с этим следует привести краткое описание процесса аттестации государственных гражданских служащих. Согласно статье 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» аттестация государственных служащих проводится в целях определения соответствия служащего занимаемой должности один раз в три года. Порядок и условия проведения аттестации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти устанавливаются отдельными федеральными законами, а государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных федеральным законом о государственной гражданской службе.

Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия,   в состав которой включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие,   представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Характерным примером также является положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, утвержденное Институтом профессиональных бухгалтеров (протокол N 14 от 29 сентября 1998 г.), одобренное Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (протокол N 8 от 30 сентября 1998 г.), разработанное   в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Данное положение определяет порядок аттестации профессиональных бухгалтеров - главных бухгалтеров, бухгалтеров - консультантов (экспертов), бухгалтеров, осуществляющих ведение бухгалтерского учета по договорам с юридическими лицами, финансовых управляющих (менеджеров), финансовых экспертов.

 Аттестация профессиональных бухгалтеров подтверждает: соответствие специалиста требованиям профессиональной компетенции (уровень специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта в соответствующей сфере деятельности), способность специалиста в случае необходимости организовать качественную работу соответствующих служб в организациях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также самостоятельно консультировать по вопросам бухгалтерского учета, готовность специалиста к соблюдению норм профессиональной этики.

Аттестованные профессиональные бухгалтеры получают право на вступление в члены Института профессиональных бухгалтеров (далее - ИПБ), что дает им возможность вести их профессиональную деятельность в соответствии с Уставом Института профессиональных бухгалтеров.

 При этом установлена норма о том, что в организациях, подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера рекомендуется производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), являющийся основным нормативным правовым актом, регулирующим трудовые отношения работников (в том числе педагогических) и работодателей     упоминает об аттестации работников в статье 81, в которой устанавливается норма о том, что при расторжении трудового договора с работником по причине недостаточной квалификации последнего, указанная недостаточность квалификации должны быть подтверждена результатами аттестации. Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

 Следует учесть то, что согласно буквальной редакции статьи 82 ТК РФ, при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, что обеспечивает возможности для участия представителей профессиональных союзов в сфере образования при принятии решений, могущих привести к увольнению педагогов. 

К сожалению, недостатком ТК РФ является то, что в главе 52, посвященной регулированию вопросов труда педагогических работников ссылка на возможность проведения аттестации в целях подтверждения соответствия работника занимаемой должности до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора распространяется только на научно – педагогических работников высших учебных заведений (ст.332). Указанный недостаток лишает систему регулирования аттестации в ТК РФ должного уровня законченности.

Учитывая наличие у работодателя права на принятие локальных нормативных актов, предусмотренное статьей 22 ТК РФ, следует сделать вывод о наличии у работодателя права на установление аттестации работников посредством принятия указанных локальных актов в организации. 

2. Обзор нормативных правовых актов, регулирующих аттестацию педагогических работников

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года, N 3266-1 содержит несколько принципиально важных положений, определяющих правовые основы   аттестации педагогических работников.   К указанным положениям в частности относятся следующие:  

  • директор, заведующий, или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения, осуществляющие непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением должен пройти аттестацию (п.3. статьи 35);
  • установление порядка аттестации    педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием является компетенцией Российской Федерации (статья 28). По данному вопросу Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 2002 года №КАСО2-26, при отказе в удовлетворении   требования о признании пункта 1.6. положения об аттестации педагогических и руководящих работников недействительным, указал на то, что Министерство образования РФ, в пределах предоставленных ему полномочий приняло Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. При этом суд   указал в своем решении на то, что Министерство образования РФ вправе было закрепить в указанном Положении норму пункта 1.6. о том, что квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет, поскольку установление срока действия имеющейся квалификационной категории является составной частью установления «порядка аттестации руководящих и педагогических работников», а также учитывая то, что Федеральный закон «Об образовании» и нормативные акты Правительства РФ не содержат положений о бессрочном действии полученной педагогическим работником по результатам аттестации квалификационной категории); 
  • в компетенции субъектов Российской Федерации находится   проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 29). При этом установленная данным законом компетенция является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом;

Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений,независимо от ведомственной принадлежности, по должностям которых тарифно - квалификационные характеристики предусматривают наличие квалификационных категорий закрепляется в Положении, утвержденном Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 года № 1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

В указанном положении, определяющем единый порядок проведения аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого, важнейшее значение имеют следующие моменты: 

  • целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий; 
  • основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможностей для повышения уровня оплаты труда;
  • основными принципами аттестации являются: добровольность аттестации, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам;
  •    нормативной основой для аттестации выступают Закон Российской Федерации «Об образовании» и рассматриваемое Положение;
  • квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на пять лет;
  • контроль за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляют Министерство образования Российской Федерации, другие федеральные ведомственные органы управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местные (муниципальные) органы управления образованием и соответствующие профсоюзные органы;
  • установление федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации не допускается;
  • до утверждения Минобразованием России вариативных форм аттестации применяются формы, определенные федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и не противоречащие Положению, в том числе могут применяться особые формы аттестации для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, ученые степени и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и др.;
  • аттестация работников осуществляется в период с 1 октября по 30 апреля. При этом, сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника   (аттестуемого) устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации.Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является заявление работника. Представление иных документов не требуется. Основанием для проведения аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию является представление соответствующих должностных лиц в аттестационную комиссию, которое должно содержать    всестороннюю оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности, его возможностей управления данным образовательным учреждением, структурным подразделением; опыта работы, знаний основ управленческой деятельности;
  • аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.   Педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию. За работниками, признанными по результатам аттестации не соответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия; 
  • по результатам аттестации аттестационная комиссия может выносит следующие решения: а) соответствует заявленной квалификационной категории; б) не соответствует заявленной квалификационной категории; в) соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель»; г) не соответствует первой квалификационной категории по должности «руководитель». Решение принимается большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии;
  • трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде;
  • аттестация проводится аттестационными комиссиями:
    • центральной, создаваемой Министерством образования Российской Федерации, а также федеральными ведомственными органами управления образованием, - для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории;
    • главной, создаваемой органом управления образованием субъекта Российской Федерации, - для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на первую квалификационную категорию;
    • муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, - для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;
    • аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, - для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию;
  • при аттестационных комиссиях могут быть образованы экспертные группы;
  • персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия формируется из работников образовательных учреждений, представителей профсоюзных органов, методических служб. В ее состав могут включаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций;
  • аттестация педагогических и руководящих работников осуществляется за счет средств соответствующего органа управления образованием и образовательного учреждения, предусматриваемых на эти цели, которые могут включать и средства на оплату труда работников, привлекаемых к проведению аттестации.

Следует также учесть Письмо Минобразования России N 03-8ин/22-03, Профсоюза работников народного образования и науки   N 11 от 7 февраля 2003 «Разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» в котором приведены разъяснения основных положений, регламентирующих порядок проведения аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. 

Реализуя установленную компетенцию Министерство образования Российской Федерации издало приказы от 21 марта 2001 г. N 1095 «О создании центральной аттестационной комиссии по аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Министерству образования Российской Федерации, на высшую и первую квалификационные категории» и  от 26 июля 2001 г. N 2824 «Об утверждении положения о центральной аттестационной комиссии по аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Министерству образования Российской Федерации, на высшую и первую квалификационную категорию».

Пунктом 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 определены права педагогических работников общеобразовательного учреждения, к числу которых относится право на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации. В п.70 типового положения предусмотрена обязательность прохождения директором общеобразовательного учреждения   соответствующей аттестации. 

3. Обзор нормативных правовых актов субъектов федерации, связанных с аттестацией работников образовательных учреждений

Несмотря на то, что установление порядка аттестации работников образовательных учреждений   в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является компетенцией Российской Федерации   органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местные (муниципальные) органы управления образованием могут участвовать в контроле за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников (п.1.7 вышеуказанного положения, регламентирующего порядок проведения аттестации педагогических и руководящих работников). Орган управления образованием субъекта Российской Федерации создает главную аттестационную комиссию для аттестации   педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на первую квалификационную категорию, определяет ее состав, создает экспертные группы (п.3.1, 3.6).

Кроме того, органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут, по согласованию Министерства образования Российской Федерации, федеральных ведомственных органов управления образованием, осуществлять присвоение       квалификационных категорий (п.3.2).

Реализация вышеуказанных полномочий, которые возможно отнести к организационным, требует какой – либо регламентации. Тем не менее, у субъектов федерации практически отсутствует система самостоятельных компетенций в части касающейся регламентирования порядка   аттестации    руководящих и педагогических работников образовательных учреждений. 

 В силу вышесказанного нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в части, касающейся аттестации    педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, как правило, ограничиваются закреплением полномочий по проведению аттестации в установленном федеральными нормативными правовыми актами порядке либо за органом исполнительной власти субъекта федерации в целом,  либо за конкретными органами управления образованием в системе органов исполнительной власти, а также определяют вопросы, закрепленные за соответствующими должностными лицами, регламентируют последовательность действий указанных субъектов (подробнее об опыте нормотворчества регионов в сфере аттестации педагогических работников - См.: гл.1 разд. 3 Сборника «Участие гражданских институтов в разработке и реализации механизмов оценки и развития образовательной деятельности». – М., Эврика, 2006. с.108-117). 

При характеристике опыта регионов в реализации компетенции в области аттестации следует привести несколько   примеров наиболее квалифицированного и комплексного регулирования вопросов аттестации на уровне субъектов федерации. В Санкт –Петербурге распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 25 сентября 2006 года № 944-р «О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» утверждено положение, регулирующее указанные формы и процедуры.

Согласно данному положению аттестация педагогических и руководящих (руководитель, заместитель руководителя, руководитель структурного подразделения) работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга проводится на основе экспертизы уровня и результативности профессиональной деятельности аттестуемого (процедуры изучения и оценки уровня и результативности профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников на основе взаимосвязанных методов получения, обработки и обобщения всесторонней информации).

 Для педагогических работников формами проведения экспертизы (аттестации)   являются: анализ методических разработок; анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; защита реферата; посещение (анализ) открытого урока (внеклассного мероприятия, мероприятия, проводимого аттестуемым); презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен; собеседование. Для руководителей (директора, начальника, заведующего) учреждений образования в качестве таковых форм выступают: экзамен, собеседование.

 Для заместителей руководителя (заместителя директора, заместителя начальника, заместителя заведующего) образовательных учреждений, для руководителей структурного подразделения учреждений образования формами проведения экспертизы выступают: анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения; посещение образовательного учреждения; посещение (анализ) мероприятия; презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен; собеседование.

 Также следует отметить приказ Министерства образования Хабаровского края от 21 ноября 2006 года № 921 «О проведении аттестации педагогических и руководящих работников Хабаровского края», которым, в частности, утверждаются: инструкция проведения аттестации педагогических и руководящих работников Хабаровского края, формы и процедуры аттестации педагогических и руководящих работников Хабаровского края, положение об экспертных группах при Главной аттестационной комиссии Министерства образования Хабаровского края.

Согласно вышеуказанной инструкции, регламентирующей этапы и технологию проведения аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений в Хабаровском   крае, подготовительный этап процесса аттестации включает: назначение ответственных за организацию аттестации педагогических и руководящих работников, создание аттестационных комиссий, прием заявлений на аттестацию, формирование экспертных групп, составление графиков проведения аттестации. Экспертный этап включает в себя собственно определение уровня профессиональной компетентности педагогических (руководящих) работников согласно требованиям к их квалификации и профессионализму, а также определение уровня профессиональной компетентности педагогических (руководящих) работников требованиям к их профессионализму и продуктивности деятельности   и т.д. Заключительный этап аттестации включает передачу соответствующими аттестационными комиссиями аттестационных материалов, издание приказа о     присвоении работнику квалификационной категории.  

Заслуживает внимания   Приказ Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской республики от 10 апреля 2007 г. N 249 «Об утверждении административных регламентов Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской республики». Данным приказом утвержден административный регламент «Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики» в рамках реализации Программы административной реформы в Кабардино-Балкарской Республике на 2006 - 2008 годы.   То есть, в данном случае регулирование аттестации осуществляется посредством придания процессу аттестации   формата административного регламента.

Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-рпод административным регламентом исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг понимается нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяющий последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций.

Предполагается, что внедрение административных регламентов позволит повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей, а также повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.

 Таким образом, распространение формата административных регламентов на организацию процесса аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений позволит более эффективно организовать процесс проведения аттестации. Важным является то, что внедрение административных регламентов предполагает совершенствование существующих и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования гражданами и организациями нарушающих их права и законные интересы решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц .

Указанный административный регламент   по предоставлению государственной услуги «Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Кабардино-Балкарской республики» включает в себя   требования к порядку предоставления государственной услуги по аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики (порядок информирования педагогических работников о государственной услуге, описание конечного результата предоставления государственной услуги заинтересованным лицам, указание на место нахождения исполнительного органа государственной власти, оказывающего государственную услугу с адресами, графиком работы, перечень документов, необходимых для получения заинтересованными лицами государственной услуги, порядок получения информации о процедуре предоставления государственной услуги, закрепление обязанностей сотрудников министерства по отношению к устно обратившимся за получением информации заинтересованных лиц, сроки предоставления услуги, порядок обжалования отказа в присвоении квалификационной категории, порядок оплаты за предоставление государственной услуги); Административные процедуры  (описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги);   Формы и процедуры аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Кабардино - Балкарской республики

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100