|
|
 |
Анализ существующих форм аттестации педагогических работников
Основная цель реформирования института заработной платы педагогов (и, в частности, системы аттестации педагогических
кадров) состоит в повышении качества образования.
Новые представления о качестве образования смогут реализоваться только в том случае, если они будут закреплены
институционально:
- через оценку не только предметных знаний, но и компетентностей разного типа (общеучебных и социальных);
- через ориентацию на качество образования (понимаемого как формирование предметных знаний и развитие общеучебных компетентностей)
как важнейшее основание для аттестации педагогов.
Анализ сложившихся на сегодняшний день форм и процедур аттестации педагогических работников показывает их несовершенство
в следующих отношениях.
- Аттестация ориентирована прежде всего на оценку условий профессиональной успешности педагога, подтвержденных набором документов,
а не реальной результативности работы учителя. В результате аттестационная экспертиза обеспечивает контроль за тем, чтобы
документы, предоставляемые педагогом, соответствовали некоторым установленным требованиям; при этом оценки результата педагогической
деятельности по качеству образования не происходит.
- Существующая форма аттестации построена на представлениях о том, что содержанием работы педагога является прежде всего
преподавание в рамках аудиторной нагрузки; при этом вне оценки оказываются все виды внеурочной деятельности в рамках собственного
предмета, а также внеучебной (воспитательной) деятельности. Во многом такая ситуация связана с устаревшими представлениями
об уровне усвоения предметных знаний как главном критерии оценки качества образования.
- Существующие процедуры аттестации не отражают существенных сторон педагогической деятельности. В частности, «открытый
урок» как одна из процедур аттестации не позволяет смоделировать такие стороны образовательного процесса, как постановку
профессиональной педагогической проблемы, поиск путей ее эффективного решения, профессиональную рефлексию и т.д.
- Наличные формы и процедуры аттестации не стимулируют в достаточной мере ни повышение качества образования, ни карьерный
рост: «разрыв» в оплате между отдельными категориями не является существенным, а главное – переход от категории
к категории содержательно не определен. Это означает, что не прописано то новое качество педагогической деятельности,
которое появляется при переходе к новой категории. Именно поэтому включенность педагога в инновационную деятельность и достижение
благодаря этому высоких результатов не означает резкого повышения профессионального статуса и заработной платы.
- Существующие формы и процедуры аттестации не позволяют при оценке результативности учитывать мнение потребителей
образовательных услуг – представителей гражданского сообщества, в то время как именно общественность оказывается наиболее
чуткой к новым характеристикам качества образования.
система комментирования CACKLE |
 |
 |