Выводы и предложения
Соотношение учитель - ученик, как и численность работников образовательного учреждения в целом определяются исходя из вышеприведенных
норм о том, что количество обучающихся в классе образовательном учреждении не должно быть более 25 человек, что
должно соблюдаться при действии любых иных факторов. Количество классов прямо предопределяет количество педагогических работников,
выполняющих функции классных руководителей, и также в известной мере предопределяет количество учителей-«предметников»,
не осуществляющих функции классных руководителей. Тем не менее, показатель предельной наполняемости класса в 25 человек
прямо не предопределяет количество работников образовательного учреждения в целом (при наличии безусловной взаимосвязи), как
и соотношение между педагогическими и непедагогическими работниками.
Принимая во внимание изложенное, возможно сделать вывод о нецелесообразности заведомого установления конкретной
цифры, отражающей предельную численность работников образовательного учреждения, одинаковой для всех общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, как и цифры, отражающей количество занятых в сфере образования в целом как неких самостоятельных
показателей, отражающих состояние дел в данной сфере. Установление норм о предельной наполняемости классов, о вместимости
общеобразовательного учреждения, а также регулирование вопроса о предельной численности работающих посредством лицензирования,
установления объемов финансирования и утверждения проекта строительства или реконструкции общеобразовательного учреждения выступают
в достаточной мере эффективными средствами, позволяющими гарантировать права обучающихся и работников и отражают
наличие системы регулирования численности работников и обучающихся. Соотношение между педагогическими и непедагогическими работниками
определяется на уровне самого образовательного учреждения, с учетом всех установленных требований
и также может быть различным в зависимости от внутренней ситуации в учреждении, а также в зависимости
от возможностей согласования учредителем штатного расписания образовательного учреждения.
Тем не менее, следует учесть то, что установление неких соотношений между количеством учеников и учителей в общеобразовательном
учреждении в принципе является возможным. Новые системы оплаты труда, в частности, предусмотренная Постановлением администрации
Тюменской области от 06.12.2004 № 164-пк «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных
учреждений в Тюменской области» предусматривает учет количества обучающихся по тому или иному предмету при
расчете фонда оплаты труда учреждения. Так или иначе, при установлении нормативными правовыми актами норм, регулирующих соотношение
между учителями и учениками необходимо определить цель такого установления, которая, безусловно, должна быть связана с
задачами повышения качества образования.
На основании изложенного возможно сделать вывод о том, что регулирование соотношения численности работников общеобразовательных
учреждений возможно посредством наделения образовательных учреждений правом на регулирование соотношения педагогических и
непедагогических работников в рамках имеющегося фонда оплаты труда и с учетом соблюдения вышеприведенных показателей о численности
обучающихся в классе, о предельной наполняемости образовательного учреждения, предусмотренной проектом и лицензией. Регулирование
вопросов установления соотношения между учителями и учениками целесообразно отнести к компетенции соответствующих органов
управления образовательным учреждением в зависимости от его подведомственности.
При этом, следует помнить о том, что субъект федерации вправе устанавливать для образовательных
учреждений, находящихся в его ведении дополнительные к федеральным требования к образовательным учреждениям в части строительных
норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений.
Соответственно, если вести речь о внесении изменений в законодательство по рассматриваемой теме то, предложение об изменении
может выглядеть следующим образом:
Дополнить статью 29 Закона РФ «Об образовании» («Компетенция Российской Федерации в области образования»)
пунктом следующего содержания:
«…Установление соотношений численности обучающихся и работников федеральных государственных образовательных
учреждений с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации;».
Дополнить статью 29 Закона РФ «Об образовании» («Компетенция субъектов Российской Федерации в области
образования») пунктом следующего содержания:
«…Установление соотношений численности обучающихся и работников, а также соотношений различных категорий работников
(педагогических и иных) государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации с учетом требований
нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;».
Дополнить статью 31 Закона РФ «Об образовании» («Полномочия органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов в области образования») пунктом следующего содержания:
«…Установление соотношений численности обучающихся и работников, а также соотношений различных категорий работников
(педагогических и иных) в муниципальных образовательных учреждениях с учетом требований нормативных правовых актов Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации;».
дополнить статью 33 Закона РФ «Об образовании» ( «Порядок создания и регламентации деятельности образовательного
учреждения») пунктом следующего содержания:
«установление показателей соотношения между работниками образовательного учреждения и обучающимися, а также между
различными категориями работников образовательного учреждения, в том числе между педагогическими и административными и иными
категориями работников образовательного учреждения с учетом требований, установленных нормативными правовыми
актами Российской Федерации может осуществляться в целях повышения эффективности управления учреждением, изменения
структуры управления, повышения качества образования актами с учетом требований нормативных правовых
актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».
В целях внедрения системы обязательного годового повышения квалификации педагогических и административных работников
(педагогических и иных) возможно сформулировать следующие предложения:
Дополнить статью 32 Закона РФ «Об образовании» («Компетенция и ответственность образовательного
учреждения») подпунктом следующего содержания:
«…создание необходимых условий для повышения квалификации работников образовательного учреждения,
формирование и реализация плана повышения квалификации работников;».
Дополнить статью 53 Закона РФ «Об образовании» пунктом следующего содержания:
«…Повышение квалификации педагогических работников осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза
в год. Повышение квалификации иных работников образовательного учреждения осуществляется по мере необходимости, но не реже
чем один раз в два года.».
Для решения задачи по установлению повышенного уровня заработной платы в сфере образования не ниже заработной
платы в промышленности необходимо вернуть в прежней редакции статью 54 Закона РФ «Об образовании»
(«Оплата труда работников образовательных учреждений») и разрешить принципиально вопрос об общем повышении
оплаты труда работников образовательных учреждений вне зависимости от действующей в том или ином образовательном учреждении
системы оплаты труда.
Имеющихся в настоящее время норм федерального законодательства, описанных выше достаточно для того, чтобы осуществлять
привлечение руководителя образовательного учреждения к административной, дисциплинарной и иной ответственности по различным
основаниям, связанным с нарушением законодательства, в том числе в части, касающейся соблюдения соответствующих соотношений
при условии их установления соответствующим правомочным актом.
система комментирования CACKLE |