Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Выводы и предложения

Соотношение учитель - ученик, как и численность работников образовательного учреждения в целом определяются исходя из вышеприведенных норм о том, что количество обучающихся в классе образовательном учреждении не должно быть более   25 человек, что должно соблюдаться при действии любых иных факторов. Количество классов прямо предопределяет количество педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей, и также в известной мере предопределяет количество учителей-«предметников», не осуществляющих функции классных руководителей. Тем не менее, показатель предельной наполняемости класса в 25 человек   прямо не предопределяет количество работников образовательного учреждения в целом (при наличии безусловной взаимосвязи), как и соотношение между педагогическими и непедагогическими работниками.  

 Принимая во внимание изложенное, возможно сделать вывод о нецелесообразности заведомого установления конкретной цифры, отражающей предельную численность работников образовательного учреждения, одинаковой для всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации, как и цифры, отражающей количество занятых в сфере образования в целом как неких самостоятельных показателей, отражающих состояние дел в данной сфере. Установление норм о предельной наполняемости классов, о вместимости общеобразовательного учреждения, а также регулирование вопроса о предельной численности работающих посредством лицензирования,   установления объемов финансирования и утверждения проекта строительства или реконструкции общеобразовательного учреждения выступают в достаточной мере эффективными средствами, позволяющими гарантировать права обучающихся и работников и  отражают наличие системы регулирования численности работников и обучающихся. Соотношение между педагогическими и непедагогическими работниками определяется на уровне самого образовательного учреждения, с учетом всех установленных требований и также может быть различным в зависимости от внутренней ситуации в учреждении, а также в зависимости от возможностей согласования учредителем штатного расписания образовательного учреждения. 

Тем не менее, следует учесть то, что установление неких соотношений между количеством учеников и учителей в общеобразовательном учреждении в принципе является возможным. Новые системы оплаты труда, в частности, предусмотренная Постановлением администрации Тюменской области от 06.12.2004 № 164-пк «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Тюменской области» предусматривает учет количества обучающихся по тому или иному предмету при расчете фонда оплаты труда учреждения. Так или иначе, при установлении нормативными правовыми актами норм, регулирующих соотношение между учителями и учениками необходимо определить цель такого установления, которая, безусловно, должна быть связана с   задачами повышения качества образования.  

На основании изложенного возможно сделать вывод о том, что регулирование соотношения численности работников общеобразовательных учреждений возможно посредством наделения образовательных учреждений правом на регулирование соотношения педагогических и непедагогических работников в рамках имеющегося фонда оплаты труда и с учетом соблюдения вышеприведенных показателей о численности обучающихся в классе, о предельной наполняемости образовательного учреждения, предусмотренной проектом и лицензией. Регулирование вопросов установления соотношения между учителями и учениками целесообразно отнести к компетенции соответствующих органов управления образовательным учреждением в зависимости от его подведомственности.

При этом, следует помнить о том, что субъект федерации   вправе устанавливать  для образовательных учреждений, находящихся в его ведении дополнительные к федеральным требования к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Соответственно, если вести речь о внесении изменений в законодательство по рассматриваемой теме то, предложение об изменении может выглядеть следующим образом:

Дополнить статью 29 Закона РФ «Об образовании» («Компетенция Российской Федерации в области образования») пунктом следующего содержания:

«…Установление соотношений численности обучающихся и работников федеральных государственных образовательных учреждений с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации;».

Дополнить статью 29 Закона РФ «Об образовании» («Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования») пунктом следующего содержания:

«…Установление соотношений численности обучающихся и работников, а также соотношений различных категорий работников (педагогических и иных)   государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;».

Дополнить статью 31 Закона РФ «Об образовании» («Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования») пунктом следующего содержания:

«…Установление соотношений численности обучающихся и работников, а также соотношений различных категорий работников (педагогических и иных) в муниципальных образовательных учреждениях с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;».

дополнить статью 33 Закона РФ «Об образовании» ( «Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения») пунктом   следующего содержания:

«установление показателей соотношения между работниками образовательного учреждения и обучающимися, а также между различными категориями работников образовательного учреждения, в том числе между педагогическими и административными и иными категориями   работников образовательного учреждения с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации может осуществляться   в целях повышения эффективности управления учреждением, изменения структуры управления, повышения качества образования    актами с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

 В целях внедрения системы обязательного годового повышения квалификации педагогических и административных работников (педагогических и иных) возможно сформулировать следующие предложения:

 Дополнить статью 32 Закона РФ «Об образовании» («Компетенция и ответственность образовательного учреждения») подпунктом следующего содержания:

«…создание необходимых условий для   повышения квалификации работников образовательного учреждения, формирование и реализация плана повышения квалификации работников;».

Дополнить статью 53 Закона РФ «Об образовании» пунктом следующего содержания:

«…Повышение квалификации педагогических работников осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Повышение квалификации иных работников образовательного учреждения осуществляется по мере необходимости, но не реже чем один раз в два года.».

Для решения задачи по установлению повышенного   уровня заработной платы в сфере образования не ниже заработной   платы в   промышленности необходимо вернуть в прежней редакции статью 54 Закона РФ «Об образовании» («Оплата труда работников образовательных учреждений») и разрешить принципиально   вопрос об общем повышении оплаты труда работников образовательных учреждений вне зависимости от действующей в том или ином образовательном учреждении системы оплаты труда.

Имеющихся в настоящее время норм федерального законодательства, описанных выше достаточно для того, чтобы осуществлять привлечение руководителя образовательного учреждения к административной, дисциплинарной и иной ответственности по различным основаниям, связанным с нарушением законодательства, в том числе в части, касающейся соблюдения соответствующих соотношений при условии их установления соответствующим правомочным актом.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100