- учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;
- иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности
в Российской Федерации.
Таким образом, существовал определенный период времени, когда основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения
в сфере образования содержал нормы, устанавливающие равный или повышенный
размер оплаты труда работников образовательных учреждений по сравнению с работниками промышленности.
Очевидно, что отмена данных норм связана в первую очередь с невозможностью обеспечения надлежащего уровня финансирования. Это
подтверждается тем, что действие данных пунктов в вышеуказанной редакции, неоднократно приостанавливалось в части не обеспеченной
финансированием из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. (См., например, Федеральные законы РФ от
27.12.2000 N 150-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ и т.д.).
Характерно, что в некоторых субъектах федерации продолжают действовать нормы, аналогичные указанным отмененным федеральным
нормам, устанавливающим соотношение размера заработной платы работников в промышленности и образовании (См, например, статью
62 Закона Кабардино-Балкарской республики «Об образовании» от 22 июля 1994 года № 4-РЗ), что конечно,
на сегодняшний день, при всех положительных аспектах намерения по установлению такого соотношения, нельзя признать формально
правильным.
Низкий на сегодняшний день уровень заработной платы работников учреждений образования по сравнению
с оплатой труда в промышленности используется в качестве обоснования для принятия мер по модернизации образования
на уровне регионов и муниципальных образований. Так, например, региональная целевая программа «Приоритетные направления
развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы», утвержденная законом Ленинградской области от 18 мая 2006
года № 32-оз в своем обосновании содержит тезис о том, что низкая заработная плата (по
данным Госкомстата, средняя заработная плата в образовании в 2,2 раза ниже заработной платы в промышленности) не позволяет
привлекать в сферу образования квалифицированных специалистов из других сфер профессиональной деятельности.
Областная целевая программа развития образования в Орловской области на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Коллегии
администрации от 8 августа 2006 года № 167 в качестве элемента краткого аналитического обзора состояния региональной
системы образования содержит информацию о том, что в росте уровня оплаты труда по отрасли «Образование» (в
процентах к средней месячной номинальной начисленной заработной плате в экономике) от 63% в 2000 году до 75% в 2002 году наблюдаются
в целом положительные тенденции. В 2003 - 2004 годах происходит снижение показателей при продолжающемся росте зарплаты в абсолютных
цифрах. Это объясняется тем, что темпы роста заработной платы в промышленности значительно выше, чем в образовании, где зарплата
в большой мере зависит от коэффициентов, применяемых в Единой Тарифной Сетке, которые принизили значение квалификации педагогических
кадров и нивелировали мотивированность педагогов на получение более высоких профессиональных категорий.
Муниципальная целевая программа «Социально-экономическая поддержка работников образовательных учреждений муниципального
образования город Краснодар», утвержденная решением городской Думы от 26 января 2006 года № 6 п.7 содержит
в разделе 1 информацию о том, что заработная плата учителей примерно в 3 раза ниже, чем средняя заработная плата работников
промышленности, а у некоторых категорий учителей уровень заработной платы не достигает даже прожиточного минимума.
Таким образом, в настоящее время сохраняется низкий уровень оплаты труда работников образовательных учреждений по сравнению
с уровнем оплаты труда в промышленности. Способами исправления такой ситуации должны выступать увеличение доли расходов
на образование из бюджетов разных уровней, расширение самостоятельности организаций отрасли и стимулирование эффективного
использования бюджетных и внебюджетных средств.