Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Анализ федерального законодательства по вопросу о соотношении заработной платы в промышленности и образовании

 С точки зрения сегодняшнего этапа развития образования   крайне желательным видится обеспечение надлежащего уровня соотношения между уровнем оплаты труда работников образовательных учреждений и уровнем средней оплаты труда по экономике. Очевидно, что оплата труда педагогических работников   должна быть как минимум не ниже   средней оплаты по промышленности, поскольку педагогический труд предполагает высшее образование и соответствующую ему высокую квалификацию труда. 

       Однако, данная задача не решается только законотворческими средствами. В одной из редакций статьи 54 Закона РФ «Об образовании» действовали пункты 2 и 3, признанные впоследствии утратившими силу статьей 16 Федерального закона РФ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Пункт 2 статьи 54 Закона РФ «Об образовании» по своему содержанию выглядел следующим образом:

 «2.Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации».

Пункт 3 был сформулирован следующим образом:

«3. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливается на уровне:

  • для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования - в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
  • для учителей и других педагогических работников - не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
  • для иных работников образовательных учреждений - средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации».

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751 содержит раздел, посвященный заработной плате педагогических работников, согласно которому предполагалось, что заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по сравнению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности организаций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств. Это должно позволить достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда, и поэтапно приблизить оплату труда:

  • учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;
  • иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

 Таким образом, существовал определенный период времени, когда основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере образования   содержал    нормы, устанавливающие  равный или повышенный   размер оплаты труда работников образовательных учреждений по сравнению с работниками промышленности. 

Очевидно, что отмена данных норм связана в первую очередь с невозможностью обеспечения надлежащего уровня финансирования. Это подтверждается тем, что действие данных пунктов в вышеуказанной редакции, неоднократно приостанавливалось в части не обеспеченной финансированием из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. (См., например, Федеральные законы РФ от 27.12.2000 N 150-ФЗ,   от 24.12.2002 N 176-ФЗ,   от 23.12.2003 N 186-ФЗ и т.д.).

Характерно, что в некоторых субъектах федерации продолжают действовать нормы, аналогичные указанным отмененным федеральным нормам, устанавливающим соотношение размера заработной платы работников в промышленности и образовании (См, например, статью 62 Закона Кабардино-Балкарской республики «Об образовании» от 22 июля 1994 года № 4-РЗ), что конечно, на сегодняшний день, при всех положительных аспектах намерения по установлению такого соотношения, нельзя признать формально правильным.       

 Низкий на сегодняшний день уровень заработной платы работников учреждений образования по сравнению с оплатой труда в промышленности используется   в качестве обоснования для принятия мер по модернизации образования на уровне регионов и муниципальных образований. Так, например, региональная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы», утвержденная законом Ленинградской области от 18 мая 2006 года № 32-оз   в своем обосновании содержит тезис о том, что   низкая заработная плата (по данным Госкомстата, средняя заработная плата в образовании в 2,2 раза ниже заработной платы в промышленности) не позволяет привлекать в сферу образования квалифицированных специалистов из других сфер профессиональной деятельности.

Областная целевая программа развития образования в Орловской области на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Коллегии администрации от 8 августа 2006 года № 167 в качестве элемента краткого аналитического обзора состояния региональной системы образования содержит информацию о том, что в росте уровня оплаты труда по отрасли «Образование» (в процентах к средней месячной номинальной начисленной заработной плате в экономике) от 63% в 2000 году до 75% в 2002 году наблюдаются в целом положительные тенденции. В 2003 - 2004 годах происходит снижение показателей при продолжающемся росте зарплаты в абсолютных цифрах. Это объясняется тем, что темпы роста заработной платы в промышленности значительно выше, чем в образовании, где зарплата в большой мере зависит от коэффициентов, применяемых в Единой Тарифной Сетке, которые принизили значение квалификации педагогических кадров и нивелировали мотивированность педагогов на получение более высоких профессиональных категорий.

Муниципальная целевая программа «Социально-экономическая поддержка работников образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар», утвержденная решением городской Думы от 26 января 2006 года № 6 п.7 содержит в разделе 1 информацию о том, что заработная плата учителей примерно в 3 раза ниже, чем средняя заработная плата работников промышленности, а у некоторых категорий учителей уровень заработной платы не достигает даже прожиточного минимума.

Таким образом, в настоящее время сохраняется низкий уровень оплаты труда работников образовательных учреждений по сравнению с уровнем оплаты труда в промышленности. Способами исправления такой ситуации должны выступать увеличение доли  расходов на образование из бюджетов разных уровней, расширение самостоятельности организаций отрасли и стимулирование эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100