Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Предложения по изменению законодательства

Изложенное позволяет сформулировать следующие предложения по изменению федерального законодательства:

3.2.1. Поскольку минимальная оплата труда, установленная Федеральным законом РФ «О минимальном размере оплаты труда» (с 1 мая 2006 года в сумме 1 100 рублей в месяц) в соответствии с которым устанавливаются размеры тарифных ставок и базовых окладов, не соответствует фактическому прожиточному минимуму в РФ, то обязанность работодателя выплачивать заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда,   как гарантия, по сути, является фикцией и не может гарантировать удовлетворения реальных потребностей работника в восстановлении способности к трудовой функции. Предполагаемое достаточно существенное повышение минимального размера оплаты труда с 1 сентября 2007 года до 2 300 рублей в месяц (Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон   «О минимальном размере оплаты труда» от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) не решает полностью проблемы. Полагаем, что минимальная заработная плата должна составлять сумму не менее 4000 рублей, что позволит обеспечить более или менее нормальное существование любого работника в современных условиях, предполагающее необходимость восстановления и поддержания трудоспособности.

 Следует учесть принятый в зарубежной практике подход, согласно которому удовлетворению на гарантированном минимальном уровне подлежать не только основные физические потребности в продуктах и жилище, но и социальные, порождаемые социально-культурным развитием общества в силу чего уровень минимальной зарплаты соотносится с уровнем сложившейся заработной платы. Так в Японии она составляет около 44 %, в США - около 50%, во Франции - около 60%, в Нидерландах доходит до 75 % средней зарплаты (подробнее - См.: Лушникова М.В. Лушников А.М. Основные государственные гарантии по оплате труда: сравнительно- правовой анализ //Трудовое право 2005, № 2 с.19).

Таким образом, основная «проблема» тарифной системы, предопределяющая, в том числе и некоторые ее недостатки, указанные выше, заключается на наш взгляд в том, что величина минимального размера оплаты труда, как одна из основных государственных гарантий по оплате труда работников, установленная в статье 130 ТК РФ, фактически не является таковой с учетом крайне низкого размера минимальной оплаты труда.

 В связи с этим, самым существенным на наш взгляд предложением по улучшению тарифной системы могло бы выступить само по себе повышение минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, что также усилило бы защищенность работников образовательных учреждений, в которых имеется иная, нетарифная система оплаты труда в части, касающейся   размера базового оклада. Следует также учесть неравенство регионов в части, касающейся уровня жизни и прожиточного минимума.

 В связи с этим целесообразно также внести следующее изменение в первую часть статьи   133 («Установление минимальной заработной платы») ТК РФ, по новому ее сформулировав в следующей редакции:

«Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не сможет быть ниже полуторакратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения на территории Российской Федерации». 

Кроме того, целесообразно дополнить статью 133 ТК РФ частью седьмой следующего содержания:

«Субъекты федерации, муниципальные образования вправе, за счет собственных средств, устанавливать законами субъектов и решениями представительных органов повышенный размер минимальной оплаты труда для работников организаций финансируемых из средств соответствующих бюджетов».

   Данные законодательные меры позволят существенно повысить размер минимальной заработной платы и этим самым улучшить ситуацию с оплатой труда работников учреждений образования.

3.2.2. Поскольку существует возможность установления как тарифной таки нетарифной систем и статья 144 ТК РФ («Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений») устанавливает право субъектов федерации, муниципальных образований на принятие нормативных правовых актов, регулирующих систему оплаты труда, то упоминание в статье 144 ТК РФ тарифной системы является излишним, предполагающим какую-либо приоритетность тарифной системы по отношению к нетарифным. В связи с этим необходимо внести изменения в статью 144 ТК РФ следующего содержания:

Из части первой статьи 144 ТК РФ исключить слова: «(в том числе тарифные системы оплаты труда)». 

3.2.3.В части четвертой статьи 144 ТК РФ, касающейся установления системы оплаты труда в муниципальных учреждениях, исключить слова: «законами и иными нормативными правовыми актами субъектов федерации», так как муниципальные образования сами регулируют вопросы оплаты труда в подведомственных общеобразовательных учреждениях. Тем не менее, субъекты федерации могут издавать рекомендательные нормы для муниципальных образовательных учреждений, находящихся на соответствующей территории для чего не нужно изменять действующее законодательство. .

3.2.4. В ТК РФ наличествует глава 52, направленная на регулирование труда педагогических работников, содержащая статью 333, посвященную   регулированию продолжительности рабочего времени педагогических работников. Изложенное позволяет сформулировать предложение по исключению нормы, которая относит вопросы определения продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) к компетенции Правительства Российской Федерации и предложения по дополнению данной статьи новыми положениями, направленными на передачу полномочий по определению продолжительности рабочего времени самим образовательным учреждениям. При этом является целесообразным одновременное сохранение общего положения о том, что продолжительность рабочего времени педагогических работников не должна превышать 36 часов в неделю, что является своего рода гарантией для последних. Кроме того, учитывая опыт работы конкретных образовательных учреждений, является целесообразным установление на федеральном уровне особой нормы устанавливающей обязанность включения в оплату труда педагогов стимулирующих выплат в размере не менее 30 процентов от суммы заработной платы. В связи с этим, предлагаем сформулировать статью 333 ТК РФ в следующей редакции:

«Статья 333. Продолжительность рабочего времени и особенности оплаты труда педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается общая сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Конкретная продолжительность рабочего времени, объем максимальной учебной нагрузки педагогических работников устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях - локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации -   локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях - локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,   нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Оплата труда педагогических работников должна обязательно включать стимулирующие выплаты в объеме не менее 30 процентов от общей суммы заработной платы, учитывающие количество и качество затраченного труда. Условия и критерии для стимулирующих выплат педагогическим работникам определяются образовательным учреждением, с учетом требований нормативных правовых актов».

На основании изложенного, учитывая предлагаемую редакцию статьи 333 ТК РФ, предполагающую передачу полномочий по установлению конкретных норм труда педагогических работников на уровень образовательных учреждений, предлагаем также отменить   Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», в котором, в развитие статьи 333 ТК РФ, регулируются вопросы нормирования труда.

3.2.4. Также, в целях более эффективного регулирования вопросов оплаты труда предлагаем внести   изменения в Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196, позволяющие привести его в некоторое соответствие нормам ТК РФ: 

 Абзац второй пункта типового положения 66 сформулировать в следующей редакции:

«Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается на основании заключенного сторонами трудового договора. Изменение учебной нагрузки должно осуществляться на основании внесения соответствующих изменений в трудовой договор». 

 Абзацы третий и пятый пункта 66 («Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня» и «Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта»)- исключить.

3.2.5. Абзац 4 пункта 81 («общеобразовательное учреждение: устанавливает…») в целях приведения его в соответствие с нормами ТК РФ сформулировать в следующей редакции:

 «устанавливает заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе порядок и условия компенсационных и стимулирующих выплат в соответствии с нормативными правовыми актами»

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100