|
 |
Недостатки тарифной и нетарифных систем
Проблема выбора тарифной или нетарифной системы оплаты труда зависит от вопроса о том, в какой мере недостатки
тарифной системы неустранимы в рамках существующих возможностей того или иного ее изменения.
К недостаткам тарифной системы возможно отнести следующие моменты:
- дифференциация в заработной плате по тарифной системе осуществляется преимущественно на основании формальных показателей
(количество «отработанных» часов, «стаж работы», качество образования, выражающееся в виде,
например, «красного» диплома и т.д.), которые только лишь могут предположительно с большей или меньшей вероятностью свидетельствовать
о высоком качестве труда конкретного работника, но крайне недостаточно отражают непосредственные реальные достижения
и результаты труда, реальное качество педагогического труда;
- необычайно высокая степень «сложности» системы регулирования заработной платы, выражающейся в наличии множества
нормативных правовых актов, разных уровнях регулирования (от федерального до муниципального), значительной ролью локальных
актов организаций, а также актов социального партнерства - коллективных договоров и т.д., что требует наличия соответствующих
специалистов на уровне образовательного учреждения и осуществления соответствующих затрат на привлечение последних;
- тарифная система создает крайне низкие возможности для поощрения конкретных работников и мотивации
к качественному труду и формирования за счет заработной платы системы побудительных мотивов для массового улучшения качества
педагогического и управленческого труда;
- низкий размер тарифных ставок (окладов);
- слабая возможность формулирования в рамках тарифной системы каких-либо критериев, позволяющих оценить и отразить
реальную сложность педагогического труда, недостаточная степень поощрения выполнения сложных и ответственных работ;
- невозможность обеспечить в рамках тарифной системы конкурентноспособную заработную плату для работников, относящихся
к административно – управленческому, учебно- вспомогательному, младшему обслуживающему персоналу образовательных
учреждений, что не позволяет обеспечить более или менее качественный кадровый состав такого рода работников, являющихся,
тем не менее, важным звеном в деятельности образовательного учреждения;
- не связанность оплаты труда с выполнением (невыполнением) конкретных педагогических функций, в результате чего, в целях
поощрения качественного выполнения указанных функций специально вводятся, например, отдельные вознаграждения за
классное руководство;
- отсутствие возможностей эффективного встраивания в систему оплаты труда такого инструмента как нормирование, в связи с
чем, оплата труда и нормирование представляют собой слабо связанные между собой подсистемы.
Можно предположить, что снижение заинтересованности работников образовательных учреждений в результатах труда, широкое
распространение уравнительности, относительно часто встречающееся нерациональное расходование средств на заработную плату,
связано, в том числе и с недостатками тарифной системы, указанными выше. В свою очередь это сдерживает повышение эффективности
системы образования.
Вышеизложенное в разделе 1 свидетельствует о том, что субъекты федерации, а также муниципальные образования вправе
выбирать ту или иную систему оплаты труда, в том числе нетарифную. Таким образом, на федеральном уровне препятствий
для реализации выбора в пользу нетарифной системы, потенциально способной устранить недостатки тарифной, нет.
Тем не менее, с позиции устранения вышеуказанных недостатков, возможности совершенствования тарифной системы
не исчерпаны. Как показывает анализ опыта регионов основные элементы тарифной системы, установленные на федеральном уровне не препятствуют
введению надбавок и доплат за показатели, могущие характеризовать качество и количество труда педагога (например, проверку
тетрадей, введение премий за результаты труда и т.д.), учитывая то, что система оплаты труда устанавливается нормативным
правовым актом на соответствующем уровне (муниципальном, субъекта федерации).
Тем более следует учесть то, что Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об особенностях режима
рабочего времени и времени отдых педагогических и других работников образовательных учреждений» от 27 марта 2006
года № 69 в п.2.3 также содержит указание на необходимость включения в педагогическую работу той ее части,
которая не конкретизирована по количеству часов, но вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом
образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными
(квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника,
и может включать выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных
с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ,
заведование учебными кабинетами и др.).
Следует сказать, что система оплаты труда, принятая в Тюменской области, утвержденная вышеуказанным постановлением
отличается своеобразием, и, несомненно, имеет положительные черты, отличающие ее в лучшую сторону от тарифной системы.
В частности данная система позволяет выделить в отдельную группу заработную плату труда собственно учителей в
отличие от прочих работников, устанавливает систему учета показателей при определении объема и размера стимулирующих
выплат, которую можно охарактеризовать как эффективную и т. д.
По поводу новой, не тарифной системы оплаты труда в целом отмечается, что она имеет не менее 10 существенных
преимуществ: определяется реальная стоимость ученико-часа; учитываются результаты и качество работы через
повышающие коэффициенты специфики и приоритетности предмета; есть повышающий коэффициент за квалификационную категорию; потребители
вовлекаются в оценку качества работы учителя через внешнюю экспертизу знаний учащихся; предлагается дифференциация
оплаты труда в зависимости от результата и численности обучающихся в каждом классе; в системе стимулирующих выплат предусмотрены
доплаты за наличие ученой степени, почетных званий и государственных наград, премии по результатам труда; ОУ самостоятельно
определяет оптимальное штатное расписание и распределяет фонд оплаты труда; — на органы государственно-общественного
управления ОУ возложено распределение стимулирующей части фонда оплаты труда, которая реально предусмотрена в размере 30%; установлено
соотношение педагогических работников ОУ к численности остального персонала как 70% к 30%; — заработная плата
руководителя привязана к средней заработной плате педагогических работников ОУ, что, безусловно, вызовет прямую заинтересованность
руководителя в совершенствовании профессионального мастерства педагогов и создании условий для обеспечения качества и эффективности
их труда (подробнее - См.: сайт Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»).
В то же время к системе оплаты труда, предлагаемой к установлению в муниципальных образованиях Тюменской области,
предъявляются достаточно серьезные претензии касающееся того, что она «приводит к сокращению гарантий общедоступного
и бесплатного образования и способствует ведению платного образования на всех уровнях. В результате такой системы оплаты труда
сокращается учебный план, реализуемый за счет средств бюджета и, одновременно увеличивается доля платных дополнительных образовательных
услуг, фактически замещающих ранее обязательные части базисного учебного плана». (Подробнее – См. : Вифлеемский
А. Организация оплаты труда- куда идут регионы? // Народное образование № 2 , 2006 с. 17-23).
Необходимо также на наш взгляд отметить содержащиеся в приложении к Постановлению Администрации Тюменской области
«Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в Тюменской области» от
6 декабря 2004 года № 164-пк спорные с точки зрения законодательства вопросы.
В частности в пункте 14 Методики, утвержденной указанным Постановлением, указывается на то, что Региональный
компонент вводится по решению органа управления общеобразовательного учреждения по согласованию с Департаментом образования
и науки Тюменской области. В то же время, согласно статье 29 Закона РФ «Об образовании» к компетенции
субъекта федерации относится установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных
стандартов. Крайне спорным, нарушающим права руководителя образовательного учреждения как работника, выглядит пункт 27, в котором рекомендуется
в качестве дополнительного основания расторжения трудового договора с руководителем включать невыполнение обязанностей
руководителем учреждения по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам) осуществлению мероприятий по эффективному
использованию финансовых и материальных средств, выполнению общих требований (качество, здоровье, воспитание и др.).
В данном случае крайне неконкретной, не предполагающей наличия каких-либо четких критериев исполнения выглядит такая
обязанность руководителя как «осуществление мероприятий по эффективному использованию финансовых и материальных средств»,
что позволит руководителю соответствующего органа управления образованием принимать произвольные решения относительно предъявления
претензий к руководителю образовательного учреждения и расторжения трудового договора с руководителем образовательного
учреждения.
Ничем иным как своего рода «подталкиванием» к нарушению закона, способным потенциально привести к большим проблемам,
следует назвать пункт 29 методики о том, что обеспечение функций младшего обслуживающего персонала и учебно-вспомогательного
персонала в общеобразовательном учреждении с учетом особенностей организации учебного процесса, режима занятий может осуществляться
на основе гражданско-правовых договоров, заключаемых общеобразовательным учреждением с физическими и (или) юридическими лицами,
в пределах сметы расходов учреждения.
Согласно статье 11 ТК РФ в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера
фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового
законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Соответственно необходимо иметь в виду то, что исполнитель
по гражданско-правовому договору всегда имеет возможность попытаться признать в судебном порядке наличие трудовых отношений
с заказчиком услуг и в соответствии с указанной статьей потребовать от заказчика предоставления гарантий, предусмотренных
трудовым законодательством, в частности оплаты отпускных, больничных листов, командировочных и т.д., что само собой приведет
к значительным проблемам в деятельности образовательного учреждения и затраты на возможные выплаты по судебному решению сведут
к нулю эффект экономии на заработной плате.
Кроме того, при такой ситуации руководитель образовательного учреждения может быть привлечен к административной ответственности
с выплатой административного штрафа за нарушение законодательства о труде в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров
оплаты труда (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и образовательному учреждению также
может быть предъявлено требование о выплате недоимки по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний, а также недоимки и пени по единому социальному налогу, поступающему в Фонд
социального страхования Российской Федерации. При этом исполнителю может быть очень выгоден такого рода вариант признания
гражданско-правового договора трудовым договором еще так как это позволит ему избежать административной и, возможно,
даже уголовной ответственности за незаконную (без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя)
предпринимательскую деятельность по оказанию соответствующих услуг образовательному учреждению.
Таким образом, механизмом, направленным на усовершенствование тарифной системы могло бы выступить более системное ее
регулирование на федеральном уровне применительно к работникам образования.
Целью такого рода регулирования должно стать усиление гарантий для работников образовательных
учреждений при одновременном предоставлении большей степени свободы для субъектов федерации, муниципальных образований,
образовательных учреждений в части, касающейся регулирования заработной платы
система комментирования CACKLE |
 |
 |