|
 |
Федеральные нормы, связанные с регулированием вопросов оплаты труда на уровне субъектов федерации,
муниципальных образований, образовательных учреждений
1.4.1. Согласно статье 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные
правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной
власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие
нормы трудового права (статья 6 ТК РФ).
1.4.2. Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников
государственных и муниципальных учреждений в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации – устанавливаются
коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления соответственно.
Таким образом, субъекты федерации и муниципальные образования вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие
вопросы системы оплаты труда, в том числе тарифной системы. При установлении тарифной системы оплаты труда актом субъекта
федерации и (или) муниципального образования устанавливается норма о том, что оплата труда работников учреждений
осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений. Обратим внимание на то, что
согласно буквальной редакции статьи 144 ТК РФ система оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях устанавливается
либо актами социального партнерства - коллективными договорами, заключаемыми на уровне учреждения, либо локальными нормативными
актами, которые, согласно статье 8 ТК РФ принимаются самими учреждениями – работодателями. То есть работодателям не
нужно предоставлять право на регулирование элементов системы оплаты труда - такого рода право им предоставлено,
но реализуется оно с учетом требований федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых актов.
1.4.3. В п. 4.1. Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда
работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, утвержденных решением Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20.10.2006, (протокол № 9) установлено, что органы государственной
власти субъектов федерации устанавливают системы оплаты труда работников подведомственных бюджетных учреждений в соответствии
с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетом настоящих рекомендаций. Условия
труда, установленные Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти непосредственно для работников федеральных
государственных учреждений, являются рекомендательными для работников учреждений бюджетной сферы регионального и муниципального
подчинения.
1.4.4. Согласно статьям 15, 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района и
городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому
обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории
муниципального района и городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В пункте 2 статьи 53 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено положение о том, что органы местного
самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, устанавливают
муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В этом аспекте важным является то, что в определении Верховного суда РФ от 11 мая 2005 года (Дело N 51-Г05-5)по
делу о правомочиях органов государственной власти, касающихся регулирования оплаты труда в муниципальных учреждениях
было указано на то, что решение вопросов оплаты труда работников муниципальных учреждений ни Федеральным законом
N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации», ни Трудовым кодексом Российской Федерации к полномочиям органов
государственной власти субъекта Российской Федерации не отнесено.
То есть органы государственной власти субъектов федерации не обладают правом прямого установления условий оплаты труда
для работников образовательных учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Акты органов субъекта федерации
в отношении правомочий органов местного самоуправления могут иметь рекомендательный характер.
1.4.5. Следует учесть то, что органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления вправе
установить более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных
доходов, который обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следует также учесть, что субъекты федерации могут принимать законы, предполагающие дополнительные выплаты педагогическим
работникам образовательных учреждений из собственных бюджетов. Так, например статья 18 закона Тульской области «Об образовании»
предусматривает право соответствующих педагогических работников на получение безвозмездных субсидий на жилищное строительство
или приобретение жилья, на ежемесячные доплаты к должностному окладу (ставке) по основному месту работы из средств бюджета
области за ученые степени кандидата науки и доктора наук, право на ежемесячные надбавки к должностному окладу (ставке)
из средств бюджета области за: почетные звания «Народный учитель СССР» или «Народный учитель Российской
Федерации» - в размере 1000 рублей; почетные звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» или «Заслуженный
учитель» бывших союзных республик, «Заслуженный мастер производственного обучения» - в размере 600 рублей;
отраслевые нагрудные знаки «Почетный работник общего (начального профессионального, среднего профессионального, высшего
профессионального) образования», «Отличник народного просвещения» - в размере не менее 10 процентов к должностному
окладу (ставке).
Согласно статье 20 указанного закона выпускникам образовательных учреждений среднего профессионального и высшего
профессионального образования (молодым специалистам) при поступлении впервые на работу в муниципальные образовательные
учреждения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, расположенные
в городах, рабочих поселках, поселках городского типа, при учебной нагрузке не менее одной ставки выплачивается единовременное
пособие в размере пяти должностных окладов (ставок) за счет средств бюджета области. Выпускникам образовательных учреждений
среднего профессионального и высшего профессионального образования (молодым специалистам) при поступлении впервые на работу
в государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего и дополнительного образования, расположенные в сельской местности, при учебной нагрузке не менее одной ставки выплачивается
единовременное пособие в размере десяти должностных окладов (ставок) за счет средств бюджета области.
1.4.6. Фактически все основные элементы оплаты труда на уровне образовательного учреждения предопределяются федеральными,
региональными, муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими ту или иную систему оплаты труда. Тем
не менее, согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими
у данного работодателя системами оплаты труда.
В статье 32 Закона РФ «Об образовании» установлена норма о том, что к компетенции образовательного учреждения-
работодателя, заключающего трудовой договор, относятся установление заработной платы работников образовательного учреждения,
в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. То есть в части, не урегулированной нормативными
правовыми актами работник и учреждение свободны в выборе условий оплаты труда с соблюдением установленных гарантий. Трудовой
договор также следует считать актом, регулирующим оплату труда конкретного работника.
Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения должны выплачиваться за выполнение им
функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного
учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской Федерации (статья 54 Закона РФ «Об образовании»).
система комментирования CACKLE |
 |
 |