Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Некоторые положения, отражающие гарантии в сфере оплаты труда, установленные на федеральном уровне

1.2.1. Согласно статье 37 Конституции РФ каждому гарантируется право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, минимальный размер оплаты труда (устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда)  представляет собой низший предел оплаты труда без включения доплат, надбавок, премий и иных поощрительных выплат. Размеры тарифных ставок, базовых окладов, базовых ставок по профессиональным квалификационным группам не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

В статье 130 ТК РФ сформулированы основные гарантии по оплате труда работников, установленные на федеральном уровне. Помимо величины минимального размера оплаты труда к ним относятся:

  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы.

1.2.2. Согласно   п. 2 статьи 153 Федерального закона РФ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное положение содержится в п.2.1. Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20.10.2006, (протокол № 9).

1.2.3. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников. То есть базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы выступают своего рода минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников, в отношении которых установлена система оплаты труда, предполагающая их выплату. Работник не может получать заработную плату меньше размера базовой ставки. 

Согласно разделу 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20.10.2006, (протокол № 9) формирование систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, отличных от ЕТС, осуществляется с учетом базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам; повышения достигнутого уровня оплаты труда, единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; государственных гарантий по оплате труда; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей, создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения; создания условий для направления средств, полученных от сокращения избыточной численности в распоряжение учреждения, не допуская из изъятия или зачета в объеме финансирования учреждения.

Предполагается, что указанные условия позволят обеспечить такие условия введения новых систем оплаты труда, при которых работники, в части, касающейся заработной платы, не пострадают.

1.2.4. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов и объединений работодателей (ст.143 ТК РФ). Учитывая то,   профессиональные союзы, в силу своего статуса обязаны действовать в интересах работников, а деятельность трехсторонней комиссии, выступающей органом социального партнерства направлена на регулирование трудовых и тесно связанных с ними отношений исходя из принципов уважения и учета интересов сторон, соблюдения работниками и работодателями трудового законодательства и т.д., то участие в процессе установления систем оплаты труда указанных субъектов предположительно должно исключить какие-либо ситуации трудовых конфликтов между работниками и работодателем - организацией.

1.2.5. Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений установлено, что до формирования федеральной, региональной муниципальной систем оплаты труда в полном объеме для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда в 2007 году применяется тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок первого и восемнадцатого разрядов 1: 4,5, и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством РФ, а также установленные на федеральном уровне квалификационное категорирование работников учреждений бюджетной сферы, исчисление профессионального стажа работы, дифференциация в уровнях оплаты труда работников на основе тарифных коэффициентов ЕТС, порядок установления и минимальные размеры выплат компенсационного характера, организация труда и заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы (включая правила установления и изменения разрядов и (или) размеров ставок заработной платы при увеличении стажа работы при получении образования, при присвоении квалификационной категории, при присуждении ученой степени кандидата или доктора наук) (раздел 4 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20.10.2006, протокол № 9).

В 2007 году до введения иных, отличных от ЕТС систем оплаты труда законами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются следующие условия оплаты труда работников муниципальных учреждений:

  • тарифная ставка (оклад) первого разряда тарифной сетки по оплате труда работников;
  • размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) с учетом их дифференциации на основе тарифных коэфициентов по разрядам тарифной сетки по оплате труда работников;
  • отнесение к разрядам оплаты труда тарифной сетки должностей руководителей, специалистов и других служащих;
  • размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах со средними и (или) опасными и иными условиями оплаты труда, и условия указанного выше повышения, которые не могут быть ниже минимальных размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • порядок оплаты труда высококвалифицированных рабочих, занятых на выполнении важных и ответственных работ;
  • показатели и порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей;
  • порядок и условия применения компенсационных и стимулирующих выплат

Аналогичные условия должен также содержать нормативный правовой акт субъекта федерации в отношении государственных образовательных учреждений субъекта федерации (раздел 4 Рекомендаций).

Предполагается, что указанные положения отражают необходимые условия, при которых работникам гарантируется учет их квалификации, сложности труда,   количества и качества затрачиваемого труда в том значении, в котором данные термины определяются применительно к тарифной системе оплаты труда. 

1.2.6. Согласно статье 2 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. В статье 132 ТК РФ установлена норма согласно которой запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.  

При этом, не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100