Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Анализ федерального законодательства.
Общие положения

1.1. Общие положения

1.1.1.Трудовой кодекс Российской Федерации (далее также - ТК РФ) в статье 6 устанавливает пределы ведения федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, к числу которых относится, в том числе и принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам(включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). Таким образом, на федеральном уровне устанавливаются основные условия и принципы оплаты труда работников, в том числе работников образовательных учреждений. 

В статье 2 ТК РФ в качестве основного принципа регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений закрепляется обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 2 ТК РФ), также закрепление основных государственных гарантий по оплате труда, понятий и определений, форм оплаты труда.    

1.1.2. К основным положениям, регулирующим оплату труда на федеральном уровне, относятся минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата), размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемых Правительством РФ, а также размеры процентных надбавок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством РФ, единые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, определяющие содержание труда работников, должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации, базовые оклады (базовые должностные оклады), профессиональные квалификационные группы, типовые нормы труда, минимальные размеры повышения оплаты труда, порядок аттестации работников бюджетной сферы. 

1.1.3. Согласно статье 28 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (далее также - Закон РФ «Об образовании») к   компетенции Российской Федерации в области образования относится установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных образовательных учреждениях, а также ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп.   В статье 144 ТК РФ закреплена норма о том, что системы оплаты труда в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.  

1.1.4. В статье 135 ТК РФ для работодателя закрепляется   возможность установления системы оплаты труда (в том числе и тарифной),   включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок, стимулирующего характера и системы премирования на основании коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно статье 132 ТК РФ заработная плата каждого работника должна предопределяться его квалификацией, сложностью выполняемой работы, количеством и качеством затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. То есть любая система оплаты труда, устанавливаемая работодателем, должна гарантировать учет таких показателей как квалификация работника, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда.

 1.1.5. В литературе тарифная система определяется как «совокупность закрепленных в нормативных правовых актах, коллективных соглашениях и договорах нормативов, предназначенных для отражения в заработной плате содержания, сложности и условий труда, квалификации работника, особенностей производства и климатических условий работы для обеспечения дифференциации заработной платы различных категорий» (См.: Трудовое право России: Учебник. Под ред. С.П, Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Юрист, 2002, с.419).

 На федеральном уровне устанавливаются основные положения, определяющие содержание тарифной системы оплаты труда, основанной на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (ст.143 ТК РФ).   В частности, закрепляются понятия   тарифной сетки (совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов); тарифного разряда (величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника); квалификационного разряда (величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника); тарификации работ (отнесение видов труда к тарифным разрядам ли квалификационным категориям в зависимости от сложности труда).     

При этом, тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы основана на Единой тарифной сетке, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Единая тарифная сетка (ЕТС) представляет собой единую шкалу тарификации оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти).   

Согласно указанному Постановлению применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. В п.5. указанного Постановления установлено, что учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки. Разряды оплаты труда работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются по результатам аттестации служащих (п.7 Постановления).

1.1.6. Для нетарифных систем оплаты труда важным является положение о том, что Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Для федеральных государственных учреждений базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета (статья 135 ТК РФ). Профессиональные квалификационные группы представляю собой группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

1.1.7.Важным являются положения ТК РФ регулирующие нормирование труда. В литературе нормы труда определяются как «величины, регламентирующие затраты или результаты труда работников» (См.: В.Б. Бычин, С.В. Малинин Нормирование труда: Учебник/ Под ред. Одегова. М.: Издательство «Экзамен», 2003. с.172). Данное определение корреспондирует нормам статьи 160 ТК РФ, согласно которым нормы труда представляют собой нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, устанавливаемые в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.    Выполнение норм труда является одной из основных обязанностей каждого работника (ст. 21 ТК РФ).

Таким образом,в состав категории «нормы труда» могут включатьсятакие понятия как «норма выработки» - объем трудового задания, установленного в натуральных единицах (тоннах, метрах, штуках), который работник или группа работников (например, бригада)   обязаны выполнить   за определенное время - рабочую смену, рабочий час или другую единицу рабочего времени; «норма времени» - величина затрат рабочего времени (в часах, минутах, секундах), необходимого для выполнения (одного издания, определенной производственной операции) единицы работы одним или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях. Кроме того, может иметь также место другие виды норм труда, в частности норма обслуживания - объем трудового задания, выраженного в определенном количестве объектов (единиц оборудования, производственных площадей и т.д.) которые работник обязан обслужить в течении рабочей смены, рабочего месяца или другой единицы рабочего времени и норма численности - установленное количество работников для выполнения определенных видов работ, а также управленческих и производственных функций. Разновидностью норм численности является норма управляемости, определяющая количество работников или структурных подразделений, деятельностью которых должен управлять один руководитель. (Подробнее - См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации -2-е изд./отв. ред. проф. Ю.П. Орловский-М.:КОНТРАКТ:ИНФРА-М, 2006. с. 423 (автор комментария- Глазырин В.В.)). 

Согласно статье 161 ТК РФ для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Указанные типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, нормы труда могут устанавливаться для работ, выполняемых по типовой технологии с учетом оптимальных для данного производства организационно-технических условий, типовых норм труда. Типовые нормы подразделяются на межотраслевые, профессиональные, ведомственные. Полномочия по разработке и утверждению типовых норм предоставлены Правительству РФ. При этом, следует иметь ввиду то, что типовые нормы имеют рекомендательный характер. 

Правительство Российской Федерации, реализуя свою компетенцию, определенную в статье 161 ТК РФ утвердило Постановление «О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда» от 11 ноября 2002 года № 804, определяющие порядок разработки и утверждения типовых (межотраслевых, профессиональных, отраслевых и иных) норм труда для однородных работ. Согласно указанным правилам  типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики (далее именуется - федеральный орган исполнительной власти). Типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

1.1.8. Важной является   закрепленная в ТК РФ возможность получения работниками компенсационных и стимулирующих выплат. Как правило, учреждениям дается право самостоятельно определять виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Исходя из определений, приведенных в статье 129 ТК РФ   можно сделать вывод о том, что стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) включаются в понятие «заработная плата» (оплата труда работника). При этом, компенсационные и стимулирующие выплаты не включаются в величину минимального размера оплаты труда, не учитываются при определении тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада.  

1.1.9. Существует группа норм, направленная на регулирование   оплаты труда руководителя учреждения. В частности, в статье 145 ТК РФ предусматривается, что оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100